Договор об организации европейского сообщества

Рубрики Статьи

История Европейского союза

После Второй мировой войны Европа была в состоянии нестабильности. На материке прошли две кровопролитных войны. Европейские страны воевали друг с другом ещё со времён средневековья. Отношения между странами были плохими. После двух разрушительных мировых войн руководители европейских стран решили, что единственный способ прекратить в Европе войны – начать сотрудничество.

Сотрудничество началось в области торговли и экономики. Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург разрешили самый большой конфликт и начали сотрудничество между странами в угольной и сталелитейной промышленности. Затем сотрудничество распространилось и на другие области жизни. Было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и другие организации сотрудничества. В 1967 году для разных организаций было создано единое управление, Европейское сообщество. В Европейском сообществе были общие для всех совет и комиссия.

Учреждение Европейского союза. Фото: Европейский парламент.

Сообщество начало расширяться в 1970 годы, когда к нему стали присоединяться новые члены. В 1972 году граждане смогли впервые выбрать своих представителей в парламент Европейского сообщества на прямых выборах.

Финляндия является членом Европейского
союза с 1995 года.
Фото: Европейский парламент.

В 1992 году страны Европейского сообщества договорились о более тесном, чем прежде, сотрудничестве. Произошло изменение Европейского сообщества в Европейский союз (ЕС). Договор был заключён в городе Маастрихт, поэтому учредительный договор ЕС получил название Маастрихтский договор.

Финляндия вошла в состав Европейского союза в 1995 году. До этого Финляндии была членом Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Договор о свободной торговле давал право вести беспошлинную торговлю между европейскими странами.

Основной договор

Деятельность Европейского союза регулируется основными договорами. Основной договор – это международный договор, заключённый между странами-членами. Все государства-члены Европейского союза должны одобрить основной договор. Таким образом, ЕС может действовать только на тех территориях, где у него есть полномочия в соответствии с основным договором. Основные договора при необходимости обновляют. Государства-члены принимают единогласное решение об основных договорах и об изменениях в них.

В основном договоре определены ценности и принципы Европейского союза. Он определяет также обязательства ЕС и процедуру принятия решений. Также в основном договоре определены отношения между ЕС и странами-членами и их полномочия.

Самый последний основной договор Европейского союза был заключён в Лиссабоне в 2007 году. Лиссабонский договор вступил в силу в 2009 году. Новый основной договор дал Европейскому союзу право заключать международные договора. Цель нового договора заключалась в слиянии Европейского сообщества с Европейским союзом, чтобы на практике была бы только одна правоспособная организация. После заключения Лиссабонского договора Европейское сообщество 1.12.2009 было упразднено.

Подписание Лиссабонского основного договора в 2007 году.

Фото: Европейский парламент

Основные договора состоят из четырёх учредительных договоров и дополняющих и уточняющих их соглашений.

  • Тексты всех основных договоров можно найти в информационной базе законодательства ЕС EUR-Lex (на финском языке).
  • Дополнительная информация об основных договорах (на финском языке).
  • Основные договора Европейского союза (на официальных языках ЕС).

Основные договора и законодательство

Основные договора устанавливают, по каким вопросам органы ЕС могут принимать новое законодательство. Страны-члены приводят в исполнение выработанные ЕС законы в своей стране. Комиссия не может предлагать законопроекты по таким вопросам, которые по основному договору не относятся к ЕС. Согласно основному договору, ЕС может давать рекомендации, указы и директивы. Указы обязывают страны-члены к их непосредственному исполнению. Директивы устанавливают обязательные цели для стран-членов, но страны-члены могут сами решать, как они эти цели реализуют.

1.6 Маастрихтский договор и образование Европейского союза

27 февраля 1992 г. страны – члены Европейских сообществ (Бельгия, Дания, Германия, Греция, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Великобритания) заключили в Маастрихте (Нидерланды) Договор об учреждении ЕС – Маастрихтский договор, который вступил в силу в ноябре 1993 г.

Стоит особо подчеркнуть, что Маастрихтский договор не отменяет и не заменяет Парижский договор 1951 г. и оба Римских договора 1957 г., а также Единый европейский акт 1986 г. Формально он создает новую структуру – Европейский союз – и одновременно вносит изменения и дополнения в учредительные договоры. Однако все четыре договора сохраняют силу. Более того, Европейский союз не обладает международной правосубъектностью и действует лишь опосредовано, через Европейские сообщества и государства – члены ЕС. По сути, ЕС являлся определенной моделью межгосударственной региональной интеграции, реализуемой государствами – участниками Европейских сообществ. В литературе структура функционирования ЕС, утвержденная Маастрихтским договором, получила наименование системы трех «опор».

Суть этой структуры заключается в следующем: организация Европейский союз создается не как единая конструкция (с единой правосубъектностью, компетенцией и т. д.), а как сумма трех автономных правопорядков – трех «опор».

Данные «опоры» географически охватывают одни и те же страны (государства – члены ЕС), управляются одними и теми же руководящими органами, но функционируют по разным правилам с большим (первая «опора») или меньшим (вторая и третья «опоры») ограничением государственного суверенитета[15] (рис. 2).

Рис. 2. Храмовая структура ЕС

20 Прекратило существование в 2002 г.

21 Формулировка Маастрихтского договора.

22 Формулировка Амстердамского договора.

Первая «опора» ЕС – это Европейские сообщества, продолжившие функционировать на основании собственных учредительных документов, подписанных еще в 1950-е гг. Маастрихтский договор 1992 г. вслед за Единым европейским актом 1986 г. не отменил их, но лишь скорректировал и дополнил их содержание. Если оставить за скобками ЕОУС (до 2002 г.) и Евратом, роль которых в интеграционном процессе достаточно ограничена, то первая «опора» может быть сведена в основном к одной организации – Европейскому сообществу, как стало именоваться в соответствии с Маастрихтским договором бывшее ЕЭС.

С вступления в силу Маастрихтского договора берет свое начало дуализм «Европейское сообщество – Европейский союз» (оба в русскоязычной литературе могут обозначаться аббревиатурой ЕС[16]). До вступления в силу Лиссабонского договора институты ЕС осуществляли большую часть своих полномочий именно в рамках Европейского сообщества на основании положений Договора, учреждающего Европейское сообщество 1957 г.

Такая же ситуация с международными соглашениями ЕС, которые в большинстве своем подписаны от лица Европейского сообщества или, реже, Евратома и ЕОУС, являвшихся формально самостоятельными субъектами международного права.

К ведению институтов ЕС на основании Маастрихтского договора 1992 г. относились две неэкономические сферы интеграции и сотрудничества, получившие развитие в 1970-е гг.:

– общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ) – вторая «опора»;

– сотрудничество в области юстиции и внутренних дел – третья «опора».

Наряду с созданием структуры «трех опор» Маастрихтский договор предусматривал:

– создание Экономического и валютного союза;

– формирование общей социальной политики и расширение сотрудничества в социальной сфере (здравоохранение, защита прав потребителей, политики в области занятости населения), а также в сфере культуры и образования;

– введение европейского гражданства и предоставление гражданам государств-членов права избирать и быть избранными как в местные органы власти, так и в Европарламент;

– закрепление основных принципов права ЕС и незыблемости правовых достижений Сообществ, которые образуют правовое достояние – aquis communautaire;

– демократизация процесса принятия решений в Союзе и расширение полномочий Европарламента. Провозглашая одной из своих важнейших задач завершение строительства экономического и валютного союза, Маастрихтский договор предусматривает сроки введения единой валютной системы (ЕВС) и создания соотвествующей институциональной структуры.

Детальное правовое регулирование этих вопросов содержится в протоколах, прилагаемых к Маастрихтскому договору. Новая валютная структура и ее руководящие органы определяются в Протоколе об уставе Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и Европейском центральном банке (ЕЦБ). Датой завершения строительства валютного союза и введения в обращение единой валютной единицы на просторах Сообществ определили 1 января 1999 г. Несмотря на возникшие сложности в ходе реализации этой задачи, с 1 января 1999 г. новая валюта была введена в безналичное обращение, а с 1 января 2002 г. – в наличное обращение (в 12 из 15 государств – членов ЕС)[17].

Маастрихтский договор оставил ряд нерешенных вопросов, в частности о природе Евросоюза, порядке расширения Евросоюза и принятия новых членов, о реформировании институтов и системы его функционирования. Противоречивость его положений прослеживается в сфере общей внешней политики и политики безопасности, а также в области сотрудничества полиций и судов в уголовно-правовой сфере. Различия касаются таких важных моментов, как источники права, применяемого в рамках системы трех «опор», субъекты права, порядок принятия и исполнения решений. Результатом явилась диверсификация правового режима установлений права ЕС не только по вертикали, но и по горизонтали. Отсюда вытекают различия в содержании понятий «права ЕС» и «права Европейских сообществ». С течением времени и внесением изменений в учредительные договоры эти различия и противоречия были несколько сглажены[18].

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИОННОГО ДОГОВОРА (КОНСТИТУЦИИ) ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИОННОГО ДОГОВОРА (КОНСТИТУЦИИ) ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА[1]

Публикуемый документ является первым шагом в процессе разработки текста единого Конституционного договора Европейского Союза, призванного заменить собой действующие учредительные договоры организации (Договор о Европейском Союзе 1992 г. и договоры 1957 г., учреждающие Европейское сообщество (ЕС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом)).

Предварительный проект Конституционного договора был подготовлен и официально представлен 28 октября 2002 г. президиумом «Конвента о будущем Союза» («Европейского конвента») – временного представительного органа, начавшего свою деятельность весной 2002 г. (состав, порядок формирования и задачи данного Конвента установлены Декларацией Лаакена «Будущее Европейского Союза»).

Читайте так же:  Судебная практика не был в употреблении

Поскольку речь идет именно о первом, предварительном шаге, проект ограничивается определением структуры будущего Конституционного договора (названия частей, разделов и статей; порядок их расположения). В дальнейшем указанный «каркас» подлежит наполнению конкретным содержанием в виде юридических норм, текст которых еще предстоит выработать Конвенту.

Обращает на себя внимание указанная в проекте возможность переименования организации Европейский Союз (см. ст. 1 и примечание к ней). Весьма вероятно также, что в ходе дальнейшей работы над проектом изменениям подвергнутся названия ряда статей и разделов документа (как представляется, многие из них нуждаются в существенной корректировке и требуют более тщательной юридической обработки).

С целью облегчить восприятие документа читателем в переводе на русский язык названия частей, разделов и статей проекта Конституционного договора помещены вместе с кратким описанием их будущего содержания (в оригинале структура Конституционного договора и официальные разъяснения Европейского конвента приводятся отдельно друг от друга в виде «оглавления» и «краткого описания текста»).

Цель данного текста – показать структуру возможного Договора. Применительно к Части первой в ходе дальнейшей работы Конвента должен быть решен вопрос о включении или невключении в нее отдельных статей, а также об уточнении содержания некоторых из них. Как следствие, включение ряда статей в данный текст не должно рассматриваться в качестве фактора, предрешающего результат дебатов в Конвенте.

ДОГОВОР, УЧРЕЖДАЮЩИЙ КОНСТИТУЦИЮ ДЛЯ ЕВРОПЫ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. КОНСТИТУЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО

Раздел I. Определение Союза и его цели

Статья 1. Создание [Европейского сообщества, Европейского Союза, Соединенных Штатов Европы, Объединенной Европы]*

*Ссылка на термин “Союз” подлежит замене по всему тексту терминами “Европейское сообщество”, “Европейский Союз”, “Соединенные Штаты Европы” или “Объединенная Европы” в том случае, если будет принято решение о переименовании Союза.

— Решение создать [образование, именуемое “Европейское сообщество”, “Европейский Союз”, “Соединенные Штаты Европы”, “Объединенная Европа”].

— Союз европейских государств, сохраняющих собственную национальную индивидуальность, которые тесно координируют свою политику на европейском уровне и управляют на федеративных началах определенными сферами общей компетенции.

— Признание многообразия в качестве определяющей черты Союза.

— Союз открыт для всех европейских государств, которые привержены одинаковым ценностям и обязуются сообща друг с другом содействовать их реализации.

Статья 2. Его ценности

Данная статья перечисляет ценности Союза: человеческое достоинство, основные права, демократия, правовое государство, терпимость, уважение обязательств и международного права.

Статья 3. Его цели

Данная статья устанавливает главные цели, такие как:

— защита общих ценностей, интересов и независимости Союза;

— содействие экономическому и социальному сплочению;

— укрепление внутреннего рынка, а также Экономического и валютного союза;

— содействие высокому уровню занятости и социальной защиты;

— высокий уровень защиты окружающей среды;

— поощрение технологического и научного прогресса;

— создание пространства свободы, безопасности и правосудия;

— развитие общей внешней политики и политики безопасности, а также оборонной политики в целях обеспечить защиту ценностей Союза и содействовать их реализации в отношениях с окружающим миром.

Достижение указанных целей производится согласно правилам, которые учитывают возможность наделения Союза соответствующими видами компетенции как в полном объеме, так и частично, а равно возможность совместного осуществления данной компетенции государствами-членами.

Статья 4. Его правосубъектность

Ясно выраженное признание правосубъектности за [Сообществом/Европейским Союзом, Соединенными Штатами Европы, Объединенной Европой].

Раздел II. Гражданство Союза и основные права

Статья 5. Гражданство Союза

Данная статья вводит и определяет гражданствоСоюза: каждый гражданин государства-члена является гражданином Союза. Он обладает двойным гражданством – национальным гражданством и гражданством европейским – и свободно, по собственному усмотрению, пользуется и тем и другим, осуществляя права и обязанности, которые связаны с каждым этим гражданством.

Статья перечисляет права, связанные с европейским гражданством (права на передвижение, проживание, право голоса и возможность участвовать в качестве кандидата на муниципальных выборах и на выборах в Европейский парламент, право петиций, право направлять письменные обращения и получать ответ от Европейских институтов на родном языке гражданина).

Статья вводит принцип недопустимости дискриминации граждан Союза в связи с их национальным гражданством.

Статья 6. Хартия основных прав[2]

Данная статья будет подготовлена в соответствии с результатами деятельности рабочей группы по Хартии[3].

В качестве образца может быть использована статья 6 Договора о Европейском Союзе.

— либо сделать отсылку к Хартии;

— либо ввести принцип, предусматривающий интеграцию Хартии, и воспроизвести ее статьи в той или иной части Договора или в специальном протоколе, приложенном к Конституции;

— либо включить все статьи Хартии.

Раздел III. Компетенция и сферы деятельности Союза[4]

Статья 7. Основополагающие принципы: передача компетенции, субсидиарность, пропорциональность

Данная статья излагает принципы деятельности Союза: она осуществляется в соответствии с правилами Договора, в пределах компетенции, предоставленной Договором, и при соблюдении принципов субсидиарности и пропорциональности.

Статья 8. Уважение основополагающих принципов: компетенция, переданная в ограниченных пределах; контроль за соблюдением принципов субсидиарности и пропорциональности. Верховенство права Союза. Последующая эволюция[5]

Данная статья предусматривает уважение следующего принципа: любая компетенция, которая не была передана Конституцией Союзу, остается компетенцией государств-членов.

Она устанавливает верховенство права Союза при осуществлении переданной ему компетенции.

Она будет закреплять правила эффективного контроля за соблюдением принципов субсидиарности и пропорциональности. С этой целью будет предусмотрена роль национальных парламентов.

Она определяет правила, обеспечивающие способность системы к адаптации (статья 308)[6].

Она устанавливает обязанность лояльного сотрудничества государств-членов по отношению к Союзу, а также принцип, согласно которому Союз реализует свою компетенцию посредством актов, принимаемых его институтами.

Статья 9. Категории компетенции: определение

Данная статья перечисляет категории компетенции[7].

Статья 10. Исключительная компетенция

Данная статья указывает сферы исключительной компетенции Союза.

Статья 11. Совместная компетенция

Данная статья указывает сферы совместной компетенции Союза и государств-членов. Она вводит принцип, согласно которому в той мере, в какой Союз осуществляет деятельность в рамках этих сфер, государства-члены могут предпринимать свои действия лишь в пределах, установленных законодательством Союза.

Статья 12. Сферы деятельности, направленной на поддержку

Данное правило указывает сферы, в которых Союз поддерживает или координирует деятельность государств-членов, но не уполномочен издавать законодательные акты[8].

Статья 13. Общая внешняя политика и политика безопасности; общая оборонная политика; политика в отношении полицейской деятельности и правосудия в уголовно-правовой сфере

В отдельных сферах государства-члены в рамках Союза определяют и осуществляют общую политику на основании специальных правил. Данная статья должна будет указать эти сферы.

Раздел IV. Институты Союза

Статья 14. Общая институционная система применительно к деятельности, осуществляемой Союзом, и деятельности, совместно осуществляемой государствами-членами в рамках Союза

— устанавливает, что Союз располагает единым институционным механизмом;

— предусматривает, что данный механизм обеспечивает взаимосвязь и последовательность разных направлений политики и деятельности, осуществляемых для достижения целей Союза – как деятельности в сферах компетенции, полностью или частично переданных Союзу, так и деятельности в сферах, где компетенция принадлежит государствам-членам и осуществляется ими совместно друг с другом;

— устанавливает перечень институтов Союза;

— закрепляет принцип, согласно которому все институты действуют в пределах полномочий, возложенных на них настоящим Договором, в соответствии с процедурами, на условиях и для достижения целей, предусмотренных Договором в отношении каждой отдельной сферы;

— провозглашает в качестве обязанности Европейских институтов обеспечивать и развивать управление, которое имеет открытый, эффективный характер и осуществляется на началах умеренности;

— вводит принцип лояльного сотрудничества в отношениях между институтами.

Статья 15. Европейский совет: состав, роль, задачи

Данная статья определяет Европейский совет, его состав и задачи.

Статья 15bis. Председательство в Европейском совете

После того, как соответствующий вопрос будет обсужден в Конвенте, данная статья сможет закрепить срок полномочий и порядок назначения Председателя Европейского совета, его роль и его обязанности.

Статья 16. Европейский парламент: состав, полномочия.

Данная статья закрепляет состав Европейского парламента, члены которого избираются всеобщим прямым голосованием.

Она содержит перечень полномочий Европейского парламента и предусматривает возможность для Европейского парламента ставить вопрос о вынесении вотума недоверия в связи с управленческой деятельностью Комиссии, а также процедуру рассмотрения и последствия подобного вотума.

Статья 17. Совет: состав, полномочия

Данная статья определяет состав и полномочия Совета; в ней должно содержаться упоминание о формациях Совета[9].

Статья 17bis. Председательство в Совете

Данная статья установит правило о порядке назначения Председателя Совета, а также его роль, обязанности и срок полномочий.

Статья 18. Комиссия: состав, полномочия (монополия на инициативу)

Данная статья будет содержать положения относительно состава и полномочий Комиссии (включая монополию на инициативу)[10]. В зависимости от итогов предстоящей работы Конвента статьей будет предусматриваться либо коллегия ограниченных размеров, либо Комиссия с более многочисленным составом; в статье также будут указаны правила обсуждения вопросов в Комиссии.

Статья 18bis. Председательство в Комиссии

Данная статья установит роль и порядок назначения Председателя Комиссии.

Статья 19. Конгресс народов Европы

Данная статья будет предусматривать возможность создания Конгресса народов Европы, определит его состав и процедуру назначения его членов, а также установит его полномочия (данная статья будет подготовлена по итогам дальнейшей работы Конвента).

Данная статья устанавливает состав и полномочия Суда, включая Трибунал первой инстанции; в ней также будут предусмотрены основные способы обращений в Суд и Трибунал за правовой защитой.

Статья 21. Счетная палата

Данная норма устанавливает состав и прерогативы Счетной палаты, а также круг ее полномочий.

Статья 22. Европейский центральный банк

В данной статье могут быть определены состав и задачи Европейского центрального банка, а также состав его Совета управляющих и Дирекции.

Читайте так же:  Пособие слова паронимы

Статья 23. Консультативные органы Союза

Данное положение должно предусмотреть, что Европейскому парламенту, Совету и Комиссии оказывают содействие Экономический и социальный комитет и Комитет регионов – органы, выполняющие консультативные функции.

Раздел V. Осуществление компетенции и деятельности Союза

Статья 24. Инструменты Союза: например, европейские законы, рамочные законы, европейские решения (список подлежит уточнению в свете заключений, подготовленных рабочей группой IX)[11]

Данная статья закрепляет перечень различных инструментов, которыми располагают институты Союза в целях осуществления своей компетенции[12].

Статья 25. Законодательные процедуры: принятие законов и рамочных законов

Четкое описание законодательной процедуры, применяемой в Союзе: процедуры принятия законов, рамочных законов и т.д.

Статья 26. Процедуры принятия решений[13]

Четкое описание процедур принятия решений и т.д.

Статья 27. Процедуры издания правоприменительных актов

Описание процедур, с помощью которых Союз обеспечивает введение в действие актов, предусмотренных статьей 24, а также способы контроля за их исполнением.

Статья 28. Процедуры осуществления мероприятий, направленных на поддержку (включая программы)[14]. Контроль за их реализацией

Описание процедур осуществления Союзом мероприятий, направленных на поддержку (включая программы), а также способы контроля за их реализацией.

Статья 29. Общая внешняя политика и политика безопасности

Данная статья будет содержать описание процедур, подлежащих применению в сфере общей внешней политики и политики безопасности.

Статья 30. Общая оборонная политика

Данная статья будет содержать описание процедур, подлежащих применению в сфере общей оборонной политики.

Статья 31. Политика в отношении полицейской деятельности и правосудия в уголовно-правовой сфере

Данная статья будет содержать описание процедур, которые должны применяться в ходе реализации политики, относящейся к полицейской деятельности и правосудию в уголовно-правовой сфере.

Статья 32. Использование продвинутого сотрудничества[15]

Данное положение должно установить:

— условия введения продвинутого сотрудничества в рамках Договора;

— при необходимости, сферы, регулируемые Договором, в которых не допускается продвинутое сотрудничество;

— принцип, предусматривающий использование соответствующих правил Договора применительно к изданию актов, которые потребуются в целях практической реализации продвинутого сотрудничества;

— обязанности государств-членов, участвующих и не участвующих в продвинутом сотрудничестве.

Раздел VI. Демократическая жизнь Союза

Статья 33. Демократический принцип равенства граждан Союза

Данная статья устанавливает принцип, согласно которому граждане Союза равноправны во взаимоотношениях с институтами последнего.

Статья 34. Принцип демократии, основанной на участии граждан в решении вопросов общественной жизни

Данная статья провозглашает принцип демократии, основанной на участии граждан в решении вопросов общественной жизни. Институты обеспечивают высокий уровень прозрачности своей деятельности, что дает возможность различным формам объединений граждан участвовать в жизни Союза.

Статья 35. Единый избирательный закон для выборов Европейского парламента

Данное положение будет содержать отсылку к протоколу, который устанавливает правила, обеспечивающие избрание Европейского парламента во всех государствах-членах согласно единой избирательной процедуре.

Статья 36. Прозрачность законодательных дебатов в Союзе

Данное положение устанавливает правило о гласности обсуждений, проводимых в ходе законотворческой деятельности Европейского парламента и Совета и ведущих к принятию документов в форме законодательных актов.

Статья 37. Правила голосования в институтах Союза. Использование возможности прибегать к «конструктивному воздержанию» и последствия такого шага

Данное положение установит правила голосования применительно к обсуждениям, проводимым в рамках институтов Союза; в частности, в нем будут содержаться определение квалифицированного большинства и устанавливаться порядок использования возможности прибегать к конструктивному воздержанию, а также последствия такого шага[16].

Раздел VII. Финансы Союза

Статья 38. Ресурсы Союза

Данное положение предусматривает, что бюджет Союза полностью финансируется за счет собственных ресурсов; оно также устанавливает процедуру, согласно которой должна определяться система собственных ресурсов.

Статья 39. Принцип сбалансированности бюджета Союза

Данное положение должно предусмотреть принцип сбалансированности бюджета, а также правила о бюджетной дисциплине.

Статья 40. Бюджетная процедура в Союзе

Данная статья призвана:

— указать, что все доходы и расходы Союза должны предусматриваться бюджетными статьями на каждый финансовый год и включаться в бюджет;

— дать описание процедуры принятия бюджета.

Раздел VIII. Деятельность Союза на мировой арене

Статья 41. Представительство Союза во внешних сношениях

Данное положение должно установить, кто представляет Союз в международных отношениях, с учетом компетенции, уже осуществляемой к настоящему времени в рамках Сообщества.

По результатам дальнейшей работы Конвента данная статья должна определить будущие роль и положение Высокого представителя по общей внешней политике и политике безопасности.

Раздел IX. Союз и его ближайшее окружение

Статья 42. Привилегированные отношения между Союзом и соседними государствами

В данную статью могут быть включены правила, определяющие привилегированные отношения между Союзом и соседними государствами — в том случае, если будет принято решение об установлении подобных отношений.

Раздел X. Принадлежность к Союзу

Статья 43. Союз открыт для всех государств Европы, которые строго соблюдают его ценности и основные права личности, а также согласны с правилами, регулирующими функционирование Союза

Данная статья устанавливает принцип, согласно которому Союз открыт для всех государств Европы, разделяющих его ценности и желающих участвовать в их совместном осуществлении, строго соблюдающих основные права и признающих правила, регулирующие функционирование Союза.

Статья 44. Процедура вступления в Союз

Данная статья устанавливает процедуру присоединения новых государств-членов к Европейскому Союзу.

Статья 45. Приостановление прав, вытекающих из членства в Союзе

Данная статья устанавливает процедуру приостановления прав, вытекающих из членства в Союзе, в случае констатации факта нарушения государством-членом принципов и ценностей Союза.

Статья 46. Выход из Союза

Данная статья предусмотрит возможность установить процедуру добровольного выхода из Союза по решению государства-члена, а также институциональные последствия подобного шага.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. СФЕРЫ ПОЛИТИКИ И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ СОЮЗА

Данная часть должна будет содержать нормы, выступающие в качестве правовых основ для принятия решений[17]. Исходя из того, какие варианты будут избраны для Части первой, настоящая Часть в отношении каждой сферы призвана указать характер компетенции (раздел III)[18], подлежащие применению акты и процедуры (раздел V). Потребуется внести технические поправки с тем, чтобы привести данную Часть вторую Договора в соответствие с его Частью первой[19].

А. Сферы внутренней политики и деятельности

А1. Внутренний рынок

I. Свободное передвижение лиц и услуг

2. Свобода учреждения;

3. Свобода предоставления услуг;

4. Визы, убежище, иммиграция и другие направления политики, связанные со свободным передвижением лиц.

II. Свободное движение товаров

1. Таможенный союз;

2. Запрещение количественных ограничений.

III. Капиталы и платежы

IV. Сближение законодательств

А2. Экономическая и валютная политика

А3. Политика в других специальных областях

I. Правила конкуренции

II. Социальная политика

III. Экономическое и социальное сплочение

IV. Сельское хозяйство и рыболовство

V. Окружающая среда

VI. Защита потребителей

VIII. Трансъевропейские сети

IX. Научные исследования и технологическое развитие

А4. Внутренняя безопасность

Политика в отношении полицейской деятельности и правосудия в уголовно-правовой сфере.

А5. Сферы, в которых Союз может принимать решения об осуществлении мероприятий, направленных на поддержку

II. Общественное здравоохранение

V. Образование, профессиональное обучение, молодежь

В. Внешнеполитическая деятельность

I. Торговая политика[20]

II. Сотрудничество в целях содействия развитию[21]

III. Внешние аспекты сфер политики, предусмотренных главами А1 – А4

IV. Общая внешняя политика и политика безопасности

1. Внешняя политика;

2. Разрешение кризисов.

V. Заключение международных соглашений

D. Функционирование Союза

Институционные и процедурные правила; бюджетные предписания*.

*Объем институционных и процедурных правил, содержащихся в настоящей Части, будет зависеть от степени детализации Части первой. Может быть предусмотрено, что в данных правилах регулируются только межинституционные процедуры; правила, касающиеся внутренней деятельности институтов, можно будет поместить в протоколы.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЩИЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья х. Отмена предшествующих договоров. Правопреемство по отношению к Европейскому сообществу и Европейскому Союзу

Статья х+1. Сфера применения Договора

Статья х+2. Протоколы

Протоколы, приложенные к Договору, являются его составной частью.

Статья х+3. Процедура пересмотра Конституционного договора

Статья х+4. Принятие, ратификация и вступление в силу Конституционного договора

Статья х+5. Срок действия

Договор заключен на неограниченный срок.

Статья х+6. Языки

Языки, на которых составлен Договор и которые являются аутентичными.

[1] Avant-projet de Traité constitutionnel. La Convention européenne: Bruxelles, le 28 octobre 2002. CONV 369/02. Перевод и предисловие Четверикова А.О.

[2] Хартия Европейского Союза об основных правах от 7 декабря 2002 г. – Прим. перев.

[3] Имеется в ввиду одна из рабочих групп, образованных внутри Конвента. – Прим. перев.

[4] В оригинале дословно во множественном числе: «компетенции и действия Союза». – Прим. перев.

[5] Под «постепенной эволюцией» понимается возможность Союза в случае необходимости распространять свою деятельность на сферы, которые прямо не отнесены к его ведению Конституцией (см. ниже, абзац 4 текста). – Прим. перев.

[6] В соответствии с ныне действующей ст. 308 Договора об учреждении Европейского сообщества 1957 г. Совет по предложению Комиссии и после консультации с Европейским парламентом вправе принимать необходимые меры, в том числе законодательные акты, если потребность в этих мерах возникает в ходе функционирования общего рынка, а учредительный договор не предусматривает в других статьях нужных полномочий. – Прим. перев.

[7] Имеются в виду исключительная, совместная компетенция и другие (см. ниже, ст. 10 – ст. 13). – Прим. перев.

[8] Перечень сфер см. в главе А5 Части второй документа. – Прим. перев.

[9] Формации Совета – различные способы комплектования данного органа. См.: Внутренний регламент (правила процедуры) Совета Европейского Союза. – Прим. перев.

[10] Имеется в виду исключительное («монопольное») право Комиссии вносить проекты законодательных актов и иных решений в Совет и Европарламент. – Прим. перев.

Читайте так же:  Пособие за рождение первого ребенка в 2019 году в россии

[11] Одна из рабочих групп внутри Конвента, занимающаяся проблемами совершенствования системы правовых актов («инструментов»), в форме которых происходит реализация компетенции Союза. – Прим. перев.

[12] Термин «инструменты» обозначает нормативные акты и иные документы юридического характера, которые могут издавать институты Союза. – Прим. перев.

[13] Под «решениями» в данной статье понимаются индивидуальные (ненормативные) акты. – Прим. перев.

[14] Имеется в виду поддержка Союзом действий государств-членов в определенных сферах общественной жизни (см. ст. 12 выше и главу А5 Части второй проекта). – Прим. перев.

[15] Имеется в виду продвинутое сотрудничество между отдельными государствами-членами, предполагающее возможность передачи ими органам Союза дополнительных задач и компетенции (в настоящее время основные правила продвинутого сотрудничества установлены в разделе VII Договора о Европейском Союзе). – Прим. перев.

[16] Правила о квалифицированном большинстве и о конструктивном воздержании относятся, прежде всего, к Совету Европейского Союза. Применение квалифицированного большинства в отдельных случаях предусмотрено и в рамках Европейского парламента. Право государств-членов (в лице соответствующих министров) на конструктивное воздержание в настоящее время признано в сфере общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза. – Прим. перев.

[17] Имеются в виду уполномочивающие нормы, на основании которых политические институты Союза принимают нормативные акты и иные меры по конкретным вопросам общественной жизни. В настоящее время главным источником уполномочивающих норм служит Часть третья Договора о ЕС 1957 г. «Политика Сообщества». – Прим. перев.

[18] Ссылка на разделы Части первой проекта Конституционного договора, в данном случае – на раздел III части первой «Компетенция и сферы деятельности Союза». – Прим. перев.

[19] В настоящем документе структура Части второй еще не получила окончательного оформления. В ней отсутствует деление на статьи, а будущие разделы обозначены буквами латинского алфавита. К содержанию Части второй отсутствуют также постатейные разъяснения.– Прим. перев.

[20] Имеется в виду внешнеторговая политика в отношении «третьих стран». – Прим. перев.

[21] Имеется в виду содействие и помощь развивающимся странам планеты. – Прим. перев.

[22] Название последнего раздела и номера статей заключительной части будут определены после установления четкой структуры Части второй Конституционного договора. – Прим. перев.

§ 9. Европейский Союз

Такое название эта организация западных стран обрела в 1993 г., пройдя длительный путь развития и реорганизации ев­ропейских сообществ.

Европейские сообщества (ЕС) объединяли три междуна­родные организации: Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).

Главенствующее по своим функциям и реальному значе­нию положение занимало ЕЭС, задачей которого было форми­рование общего рынка путем постепенной отмены таможенных пошлин и количественных ограничений для ввоза и вывоза то­варов, свободного перемещения рабочей силы, капиталов и ус­луг, координации экономической, социальной, валютной и ин­вестиционной политики.

В 1965 г. был подписан договор о слиянии сообществ и соз­даны единые руководящие и исполнительные органы.

Первоначальными членами сообществ были шесть госу­дарств — Франция, Италия, ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люк­сембург, в последующие годы вошли Дания, Ирландия, Вели­кобритания, Греция, Португалия, Испания, Австрия, Финлян­дия, Швеция.

Европейские сообщества (часто использовалось название в единственном числе «Европейское сообщество») стали важным фактором не только европейских, но и общемировых междуна­родных отношений. Вначале основная компетенция ЕС распро­странялась на сферу торговли, сельского хозяйства и регули­рования конкуренции. Существенный пересмотр первоначаль­ного Римского договора был предпринят в 1986 г. с принятием Единого европейского акта, стимулировавшего два важных про­цесса: развитие наряду с экономической интеграцией полити­ческого сотрудничества и общей внешней политики и введение принципа квалифицированного большинства (а не единогласия) при принятии актов ЕС. Постепенно сложилось как самостоя­тельная правовая система право Европейских сообществ.

Длительный процесс совершенствования Европейских со­обществ завершился подписанием 7 февраля 1992 г. Договора о Европейском Союзе (г. Маастрихт, Нидерланды). К октябрю 1993 г. все страны-члены его ратифицировали. 1 ноября 1993 г. Договор вступил в силу, Европейский Союз обрел юридический статус (наименование «Европейские сообщества» сохраняется).

ЕС стал крупнейшим интеграционным объединением, фак­тически не имеющим аналогов. Это международная организа­ция, но от существующих организаций Союз отличает то, что он стал не координационной, а наднациональной организацией: право ЕС имеет преимущество перед национальным, и его субъектами являются не только государства, но также физиче­ские и юридические лица; решения Союза имеют прямое дей­ствие на территории государств-участников; его власть незави­сима от государств, служащие ЕС и члены Европарламента пред­ставляют не государства, а народы; предполагается возмож­ность самостоятельного расширения Союзом полномочий его органов.

Страны-члены поступились частью своих суверенных прав для создания надгосударственных структур и полномочий, под­нялись на новый уровень сотрудничества: от координации дей­ствий к общей единой политике. Ключевыми моментами новой стратегии ЕС являются строительство экономического и валют­ного союза, общая внешняя политика и оборона, сотрудничест­во в области правосудия и внутренних дел, учреждение едино­го гражданства.

Создание экономического и валютного союза проходит три этапа. На первом (еще до подписания Маастрихтского договора) должны быть обеспечены либерализация движения капиталов внутри Союза, завершение формирования единого рынка, раз­работка мер по сближению макроэкономических показателей. На втором (до конца 1998 г.) — учреждение Европейского ва­лютного института, разработка базы Европейской системы цен­тральных банков во главе с Европейским центральным банком (ЕЦБ), подготовка к введению единой валюты — евро, общая экономическая политика путем определения «основных ориен­тиров» и осуществление многостороннего контроля за их соблюдением. Третий этап должен завершиться к середине 2002 г. началом функционирования ЕЦБ, осуществлением еди­ной валютной политики, введением европейской валюты в без­наличный, а затем и в наличный оборот.

Политический союз охватывает общую внешнюю политику и безопасность, юстицию и внутренние дела. Политика и безо­пасность направлены на обеспечение общеевропейских ценно­стей и фундаментальных интересов ЕС путем согласования по­зиций и совместных действий, в том числе военного характера. Юстиция и внутренние дела включают широкий круг вопросов от права на передвижение, введения единых паспортов до со­трудничества судов по уголовным делам.

Договором предусматривается введение единого граждан­ства ЕС, что также неизвестно, ни одной международной орга­низации. Это сопровождается и закреплением некоторых политических прав, в частности избирательных. Каждый гражда­нин, проживающий в другом государстве — члене Союза, име­ет право избирать и быть избранным на муниципальным выбо­рах и выборах в Европарламент.

Органами ЕС являются Европейский совет, Совет минист­ров, Комиссия, Европарламент, Суд.

Европейский совет — высший орган Союза — представля­ет собой периодические встречи глав государств и правительств, на которых согласовываются общие принципы политики Союза. Совет министров — это ежемесячные встречи министров по соответствующим вопросам (отдельно — министры иностран­ных дел, экономики и финансов, сельского хозяйства). Комис­сия ЕС — главный исполнительный постоянно действующий орган Союза, координирующий и контролирующий реализацию политики ЕС, с правом издания обязательных директив. Пред­седатель Комиссии и ее члены имеют 4-летний срок полномо­чий. В аппарат входят 23 генеральных директората, которые являются как бы небольшими министерствами. Европарламент включает 518 депутатов, избираемых прямым голосованием всем взрослым населением стран ЕС на 5 лет. Раньше парламент был консультативным органом, сейчас он наделен реальными законодательными и контрольными полномочиями и подклю­чен к участию в принятии решений в таких важных областях, как законодательная, финансовая, внешнеполитическая. Среди новых функций и назначение омбудсмана, принятие петиций, создание комитетов по расследованию.

Суд ЕС (13 судей и 6 генеральных адвокатов) обладает пол­номочиями верховной судебной власти в области юрисдикции ЕС. Он уполномочен оценивать правомерность действий инсти­тутов Союза и правительств государств-членов при толковании и выполнении договорных норм Союза. Суд разрешает споры (по конкретным делам) между государствами — членами ЕС и между ними и органами ЕС. Он компетентен также в сфере юридической оценки актов органов ЕС.

Европейский Союз — самостоятельный субъект междуна­родного права. Он развивает широкие международные связи с другими организациями, с государствами, является стороной в договорах, имеет более 100 зарубежных представительств, в том числе в РФ. 24 июня 1994 г. на острове Корфу подписано Согла­шение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее парт­нерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны.