Частнопрактикующий нотариус осуществляет свою деятельность в соответствии

Рубрики Статьи

Частнопрактикующий нотариус осуществляет свою деятельность в соответствии

Р.Г. Леонова, начальник отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Федеральной регистрационной службы по Курганской области

Более 14 лет прошло с тех пор, как были введены в действие Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы), которые на сегодняшний день являются основным нормативным правовым актом в сфере нотариальной деятельности.

Многие согласятся, что за истекший период этот акт во многом устарел. А изменения, которые вносились не только в Основы, но и в другие нормативные правовые акты, не решили существующих проблем.

И сегодня особенно отчётливо проявляются несоответствия и пробелы правового регулирования практически всех сторон нотариальной деятельности, требующих скорейшего приведения в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами специального нормативного правового акта – Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, введённого в действие ещё до принятия Конституции Российской Федерации.

Основы на момент принятия не предусмотрели и не могли предусмотреть все организационные и функциональные моменты деятельности нотариуса. Сейчас понятно, что для динамичного развития российского нотариата положений существующего законодательства недостаточно. Правовая основа деятельности нотариуса требует активных изменений и дополнений.

Вопрос одновременного существования частнопрактикующего и государственного нотариусов и проблема выбора между ними действительно очень важны. Дело в том, что имеются существенные отличия в статусах нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах и занимающихся частной практикой. Они касаются порядка финансирования и ответственности нотариусов, контроля за их деятельностью и отстранения от должности. Финансирование государственных нотариальных контор, оплата труда работающих в них нотариусов и других сотрудников осуществляются из средств бюджета. В соответствии со ст. 22 Основ за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, взимают государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации. Указанная пошлина перечисляется в бюджет.

Нотариус, занимающийся частной практикой, за выполнение аналогичных действий, для которых предусмотрена обязательная нотариальная форма, взимает плату по тарифам, равным государственной пошлине. В других случаях тариф определяется соглашением между физическими и (или) юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом. Эти средства после уплаты налогов и других обязательных платежей остаются в распоряжении нотариуса.

Таким образом, при фактически полном отсутствии финансирования со стороны государства создан высоконадёжный механизм по обеспечению действительно доступной, сравнительно недорогой правовой помощи. Все расходы по содержанию нотариальной конторы, по оплате собственного труда и труда нанимаемых им работников, оплате аренды помещения и другие расходы, связанные с нотариальной деятельностью, нотариус несёт самостоятельно. При этом за счёт налогообложения доходов нотариуса государство имеет стабильный и достаточно открытый для контроля (в силу особенностей нотариальной деятельности) источник бюджетных поступлений.

Именно самофинансирование в совокупности с отсутствием трудовых отношений с государственным органом позволяют частнопрактикующему нотариусу действительно строить свою деятельность, основываясь на принципе независимости, установленном ст. 5 Основ. Подобные особенности правового положения выгодно отличают его от нотариуса государственного, говорить о независимости которого сегодня достаточно сложно.

Кроме того, преимущества частнопрактикующего нотариуса явствуют и из положений закона об ответственности нотариуса. Так, государственный нотариус несёт ответственность за совершённые неправомерные действия, в основном, по нормам трудового законодательства. А такая ответственность очень ограничена. Нотариус же, занимающийся частной практикой, отвечает за совершённые действия всем принадлежащим ему имуществом. Установленный порядок возмещения ущерба заставляет поддерживать необходимо высокий уровень профессионализма и во многом является гарантией соблюдения законности в нотариальной деятельности.

Затрагивая вопросы ответственности нотариуса, следует отметить и наличие правовых пробелов, касающихся освобождения частнопрактикующего нотариуса от полномочий.

В частности, обратиться в суд с иском о лишении нотариуса права нотариальной деятельности и освобождении от полномочий предоставлено
лишь нотариальным палатам, обладающим полной информацией о работе частнопрактикующих нотариусов по результатам проверок и рассмотрения жалоб, в то время, как право наделения нотариуса полномочиями и прекращения полномочий нотариуса с формальной стороны отведено исключительно территориальному органу Федеральной регистрационной службы, а должность нотариуса учреждается и ликвидируется совместно с нотариальной палатой. В этом видится открытое противоречие между нормами, определяющими круг полномочий контролирующих органов.

В связи с этим следующей проблемой является отсутствие у государственных органов, наделённых полномочиями по контролю в сфере нотариата, законодательно закреплённых действенных рычагов по поддержанию законности в сфере правоприменительной нотариальной деятельности.

В соответствии с действующими Основами полномочия по контролю за деятельностью нотариусов, занимающихся частной практикой, в полном объёме переданы нотариальной палате соответствующего субъекта Российской Федерации, являющейся узкопрофессиональным сообществом нотариусов.

Не случайно такой контроль практики определили как «сословный», или «корпоративный», поскольку он по сути лишён признака объективности и направлен на создание закрытой функциональной системы.

В силу перехода на частную практику в Российской Федерации происходят сокращение должностей государственных нотариусов и упразднение государственных нотариальных контор. Вместе с тем вопрос о судьбе архивов упразднённых государственных нотариальных контор, являющихся государственной собственностью и гарантом защиты имущественных прав граждан, не разрешён.

Территориальные органы Федеральной регистрационной службы и нотариальные палаты самостоятельно организуют и обеспечивают мероприятия по хранению нотариальных архивов и архивов ликвидированных нотариальных контор. Решения о возложении обязанностей по хранению архивов принимаются территориальными органами Росрегистрации и нотариальными палатами субъектов Российской Федерации.

Обработка, содержание и хранение нотариальных архивов требуют значительных средств, и если не имеется предпосылок для их качественного решения, то вменение обязанности по хранению архива без учёта соответствующих возможностей может повлечь утрату архива, что недопустимо. Безусловно, и нотариальные палаты, и территориальные органы нуждаются в помощи для разрешения этих проблем.

В конце 2006 года законодатель вернулся к ранее установленному порядку совершения нотариальных действий в тех населённых пунктах, где отсутствует нотариус.

Новая редакция ст. 37 Основ определяет, что в случае отсутствия в населённом пункте нотариуса глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения имеют право совершать следующие нотариальные действия: удостоверять завещания, удостоверять доверенности, принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости меры по управлению им, свидетельствовать верность копий документов и выписок из них, свидетельствовать подлинность подписи на документах.

Указанные изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», но вступают в силу лишь с 15 января 2008 года.

До новой редакции на практике такие нотариальные действия, как правило, в сельской местности осуществлялись специалистами сельских администраций, в связи с чем возникает вопрос о правомочности совершения указанных нотариальных действий этими лицами до 15 янва-
ря 2008 года.

Ранее в условиях отсутствия правового регулирования обозначенного вопроса на федеральном уровне предпринимались попытки его решения на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе такие попытки были предприняты и в Курганской области.

Так, учитывая актуальность проблемы, реализуя полномочия, предоставленные субъектам Российской Федерации ст. 72 и 132 Конституции Российской Федерации, был принят Закон Курганской области от 7.06.2002 г. № 180 «О наделении органов местного самоуправления полномочиями органов исполнительной власти Курганской области по совершению отдельных нотариальных действий» (далее – Закон), в соответствии с которым органы местного самоуправления были уполномочены удостоверять доверенности, свидетельствовать верность копий документов и выписок из них, а также подлинность подписи на документах.

Учитывая особый характер и наиболее сложную процедуру оформления, законом области органам местного самоуправления не были переданы полномочия по удостоверению завещаний и принятию мер к охране наследственного имущества.

Совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления на территории области на основании указанного закона осуществлялось до 1 января 2005 г.
в связи с тем, что Законом Курганской области от 4.11.2004 г. № 581 Закон признан утратившим силу.

С 2008 года должностные лица органов местного самоуправления вновь будут совершать нотариальные действия. Плохо это или хорошо, покажет время.

Конечно, граждане по месту жительства, не тратя драгоценное время и денежные средства на поездки, смогут быстро оформить необходимые документы.

С другой стороны, уровень документов, оформляемых специалистами сельских поселений, не имеющих юридического образования, оставляет желать лучшего. И в результате – возникновение споров, разрешить которые возможно только в судебном порядке.

Вступающие в силу с 15.01.2008 г. положения о закреплении права главы местной администрации поселения и специально уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления поселения на совершение отдельных нотариальных действий не решат комплекс всех проблем по рассматриваемому вопросу.

Например, не определены источник и порядок финансирования передаваемых государственных полномочий, порядок отчётности органов местного самоуправления об осуществлении передаваемых им государственных полномочий, порядок осуществления органами государственной власти контроля за выполнением данных полномочий с указанием такого органа.

Также необходимо урегулировать вопросы о праве органов местного самоуправления выдавать дубликаты удостоверенных ими документов, о порядке завершения находящихся в производстве органов местного самоуправления нотариальных действий в случае возникновения основания для прекращения осуществления органами местного самоуправления указанных государственных полномочий, об ответственности органов местного самоуправления за совершение ими нотариального действия, противоречащего законодательству Российской Федерации, о порядке хранения органами местного самоуправления документов, образовавшихся в связи с совершением ими нотариальных действий.

К сожалению, на сегодняшний день порядок ведения делопроизводства является одним из самых не урегулированных законодательством вопросов нотариальной практики. В соответствии с Основами нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой. Однако до настоящего времени правила ведения делопроизводства не разработаны. Единственным документом, формально не отменённым, хотя и существенно устаревшим, является Инструкция по делопроизводству в государственных нотариальных конторах РСФСР, утверждённая Министерством юстиции РСФСР 19.08.1976 г. № 32. Вместе с тем единый порядок ведения делопроизводства необходим. Особенно важное значение это имеет при передаче дел от одного нотариуса к другому при сложении полномочий.

Существующая нормативная база, регулирующая порядок и правила совершения нотариальных действий, а также нотариального делопроизводства значительно устарела. Для унификации этой области нотариальной деятельности необходимо иметь общероссийские инструктивные указания с учётом разрешения возникших современных проблем. Только они могут иметь законную силу при судебных разбирательствах по обжалованию действий нотариусов.

Приведённые проблемы – это далеко не весь комплекс задач нотариальной деятельности, которые необходимо решать. Существующие правовые проблемы дают чёткий ответ о необходимости совершенствования и развития законодательства в сфере российского нотариата, позволяющего государству максимально реализовать свою конституционную обязанность по обеспечению и защите прав граждан.

Нотариус и нотариальные действия. Что необходимо знать.

Кто такой «нотариус» ? Каковы его задачи ?

Нотариус – это специально уполномоченное должностное лицо, имеющее право, от имени Российской Федерации, совершать, предусмотренные нормативно-правовыми актами нотариальные действия в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц). граждан и организаций иностранных государств, а также, лиц без гражданства.

Примечание. Отдельные нотариальные действия, в пределах, установленной законодательством компетенции, могут совершать должностные лица исполнительных органов власти Российской Федерации, а на территории других государств – консулы от имени Российской Федерации.

Главная задача нотариуса состоит в обеспечении реальности прав физических и юридических лиц и закреплении этих прав в установленной юридической форме.

Чем отличается в деятельность нотариуса и судьи?

Задача нотариуса по охране прав граждан и юридических лиц имеет много общего с задачей судьи, однако, в отличие от судебной деятельности, предметом деятельность нотариуса являются только бесспорные дела.

Деятельность нотариуса носит предупредительный характер по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц: в случае спора в суде, нотариально заверенный документ облегчает заинтересованной стороне защиту своих прав.

Чем отличается деятельность нотариуса и адвоката?

Деятельность адвоката, юридической фирмы, юриста не связана такими жесткими рамками процедурно-процессуального характера, как у нотариуса: нотариальная деятельность, включающая в себя достаточно большой круг юридических действий, строится на едином стандарте нотариального производства.

Это, в свою очередь, обеспечивает признание и правовое действие документов, как на территории России, так и за границей.

Какие нотариальные действия вправе совершать нотариус?

  • Государственный и частнопрактикующий нотариус могут совершать следующие нотариальные действия:
  • Удостоверяют сделки
  • Выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов
  • Налагают и снимают запрещения отчуждения имущества
  • Свидетельствуют верность копий документов и выписок из них
  • Свидетельствуют подлинность подписи на документах
  • Свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой
  • Удостоверяют факт нахождения гражданина в живых
  • Удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте
  • Удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии
  • Удостоверяют время предъявления документов
  • Передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам
  • Принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги
  • Совершают исполнительные надписи
  • Совершают протесты векселей
  • Предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков
  • Принимают на хранение документы
  • Совершают морские протесты
  • Обеспечивают доказательства
  • К компетенции нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, относятся нотариальные действия, связанные с оформлением наследства:
  • выдача свидетельств о праве на наследство;
  • принятие мер к охране наследственного имущества.
Читайте так же:  Сро минимальный пакет документов

Однако, в случае отсутствия в нотариальном округе государственной нотариальной конторы, совершение нотариальных действий, связанных с оформлением наследования, поручается нотариусу, занимающемуся частной практикой.

Какие документы вправе запросить нотариус при обращении к нему?

Так как нотариус совершает нотариальные действия на основании закона и в порядке, установленном законом, вступает в правоотношения с заинтересованными лицами, его деятельность влечет правовые последствия. Поэтому нотариус имеет право требовать от заинтересованных лиц предъявления необходимых справок и документов об их личности или правовом статусе, праводееспособности и деликтоспособности.

Справка: delictum (лат.) — нарушение закона, несоблюдение обязательств, как основание для иска по убыткам при отсутствии контракта.

Деликтоспособность — способность гражданина нести гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями.

В ряде стран деликтоспосбность рассматривается как часть понятия дееспособность.

Нотариус вправе требовать личной явки заинтересованных лиц в место совершения нотариального действия, а участвующие в нотариальном действии лица обязаны выполнять требования нотариуса, так как их невыполнение влечет правомерный отказ нотариуса в совершении нотариальных действий.

Каковы требования к документам, представляемым для совершения нотариальных действий?

Для совершения нотариальных действий, нотариусы не принимают документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления, а также, документы, исполненные карандашом. Текст нотариально удостоверяемой сделки должен быть написан ясно и четко, относящиеся к содержанию документа числа и сроки обозначены хотя бы один раз словами, а наименования юридических лиц – без сокращений, с указанием адресов их органов.

Фамилии, имена и отчества граждан. адресов и их места жительства должны быть написаны полностью.

В документе, объем которого превышает один лист, листы должны быть прошиты и скреплены печатью.

Имеются ли различия в деятельности государственного и частного нотариуса?

Согласно действующему российскому законодательству, нотариальной деятельностью занимаются государственные и частнопрактикующие нотариусы, имеющие равные права и одинаковые обязанности при совершении нотариальной деятельности. Документы, составленные государственными или частнопрактикующими нотариусами, обладают одинаковой силой, так как и те, и другие совершают нотариальные действия от имени государства.

Все нотариусы, независимо от их правового статуса, имеют личную печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов, должности и места их нахождения или наименования государственной нотариальной конторы, а также, штампы удостоверительных надписей, личные бланки или бланки государственной нотариальной конторы.

Можно ли обжаловать действия нотариуса?

Да, отказ в совершении нотариального действия или неправильное его совершение обжалуется в судебном порядке.

Если Вы считаете действия нотариуса неправильными или Вам отказали в совершении нотариального действия, Вы вправе обратиться с жалобой в суд по месту нахождения нотариальной конторы или должностного лица, наделенного полномочиями совершать нотариальные действия. При этом, жалоба подается в суд в десятидневный срок со дня, когда заявителю стало известно об отказе в совершении нотариального действия или о совершенном нотариальном действии. Решение суда, удовлетворившее жалобу заявителя, отменяет совершенное нотариальное действие или обязывает нотариуса выполнить такое действие.

Кто может заниматься нотариальной деятельностью?

Нотариальной деятельностью на территории России вправе заниматься гражданин Российской Федерации, получивший лицензию на право этой деятельности. Это требование не распространяется на должностных лиц органов исполнительной власти и консульских учреждений, уполномоченных на совершение нотариальных действий.

Порядок выдачи лицензий устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации.

Лицензия выдается уполномоченными органами юстиции после квалификационного экзамена и на основании решения квалификационной комиссии.

Как обеспечивается конфиденциальность действий, совершаемых нотариусом?

Нотариусу, а также, лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые им стали известны в связи с совершением ими нотариальных действий.

Это положение действует и после сложения полномочий или увольнения нотариуса.

Частнопрактикующий нотариус, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии или совершивший нотариальное действие, противоречащее закону, обязан, по решению суда, возместить причиненный ущерб; нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, несет ответственность в исковом порядке, предъявленном к нотариальной конторе, как юридическому лицу. Сведения, а также, документы о совершенных нотариальных действиях выдаются только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.

Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также, по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами.

Что означает «нотариальный округ действия нотариуса»?

Нотариус действует в пределах нотариального округа, определяемого органами юстиции и нотариальной палатой в зависимости от реальной потребности населения в нотариальных услугах.

Однако, совершение нотариального действия за пределами нотариального округа не влечет за собой его недействительность.

Что является местом совершения нотариальных действий?

В действующем законодательстве нет прямого указания на необходимость совершения нотариальных действий в помещении нотариальной конторы.

В частности, нотариальные действия могут быть совершены нотариусом вне нотариальной конторы, если физические лица, для которых эти действия совершаются, не могут явиться в помещение нотариальной конторы по болезни, инвалидности или по другой уважительной причине.

Законом установлены и другие условия, в соответствии с которыми нотариальные действия осуществляются вне нотариальной конторы. Так, договор о возведении жилого дома на отведенном земельном участке удостоверяется нотариусом по месту отвода земельного участка; по месту открытия наследства осуществляется получение заявлений о принятии наследства, принятие мер по охране наследственного имущества и др.

Как определяется момент совершения нотариального действия?

Нотариальное действие признается совершенным после уплаты государственной пошлины или суммы согласно тарифу.

Какие нотариальные действия вправе совершать уполномоченные должностные лица?

В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса, совершение нотариальных действий возлагается на должностные лица органов исполнительной власти, в компетенции которых совершать следующие нотариальные действия:

  • Удостоверять завещания
  • Удостоверять доверенности
  • Принимают меры к охране наследственного имущества
  • Свидетельствуют верность копий и выписок из них
  • Свидетельствуют подлинность подписи на документах
  • При этом, уполномоченными лицам могут быть главные врачи, их заместители по медицинской части, дежурные врачи больниц, других стационарных лечебно-профилактических учреждений, санаториев, а также, директора и главные врачи домов для престарелых и инвалидов.
  • Утверждены и действуют инструкции Министерства юстиции о нотариальных действиях, совершаемых иными должностными лицами: командирами (начальниками ) воинских частей, соединений, старшими и дежурными врачами госпиталей и др.

Какие нотариальные действия вправе совершать должностные лица консульских учреждений Российской Федерации?

Должностные лица консульских учреждений Российской Федерации действуют в интересах российских граждан, находящихся на территории иностранных государств в связи с длительной командировкой, на обучении, в туристической поездке и др.

При этом, в связи с невозможностью гражданина обратиться к нотариусу, эти должностные лица имеют более широкие полномочия в совершении нотариальных действий:

  • Удостоверяют сделки, кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации.
  • Удостоверяют доверенности
  • Принимают меры к охране наследственного имущества
  • Выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов
  • Свидетельствуют верность копий документов и выписки из них
  • Свидетельствуют подлинность подписи на документах
  • Свидетельствуют верность перевода документа с одного языка на другой
  • Удостоверяют факт нахождения гражданина в живых
  • Удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте
  • Удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии
  • Удостоверяют время предъявления документов
  • Принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги
  • Совершают исполнительные надписи
  • Принимают на хранение документы
  • Обеспечивают доказательства
  • Совершают морские протесты

Каким образом может участвовать нотариус в исполнении долговых обязательств должника перед кредитором?

В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации (статья 327 ) и Основами Законодательства Российской Федерации о Нотариате (статья 87), нотариус вправе принять от должника, причитающиеся с него деньги или ценные бумаги для передачи кредитору. Эти деньги или ценные бумаги сдаются нотариусом в банк или другую кредитную организацию, имеющей лицензию на право приема вкладов или открытия счетов. В случае, если должником и кредитором являются юридические лица, в заявлении должника, помимо паспортных данных представителя юридического лица, от имени которого вносится долг, указывается полное наименование и адрес местонахождения должника и кредитора. В заявлении, также, приводятся причины, по которым обязательство не может быть исполнено должником лично. Приняв от должника деньги или ценные бумаги, и выдав ему соответствующий документ, нотариус извещает кредитора, указанного должником в заявлении, о принятии им денег или ценных бумаг.

Выдача денег или ценных бумаг, причитающихся кредитору, осуществляется на основании поданного им заявления.

Исполнение должником своих долговых обязательств с участием нотариуса осуществляется в случаях:

1) отсутствия кредитора или лица, уполномоченного им принять исполнение, в месте, где обязательство должно быть исполнено;

2) недееспособности кредитора и отсутствия у него представителя;

3) очевидного отсутствия определенности по поводу того, кто является кредитором по обязательству, к частности, в связи со спором по этому поводу между кредитором и другими лицами;

4) уклонение кредитора от принятия исполнения или иной просрочки с его стороны.

Участие лицензированного лица (Escrow Agent), имеющего право на принятие денежных сумм и ценных бумаг во исполнение обязательств должника перед кредитором, весьма распространенная практика в западном мире.

Регистрация нотариальных действий и выдача дубликатов.

Все нотариальные действия, совершаемые нотариусами, регистрируются в реестре для регистрации нотариальных действий.

Каждому нотариальному действию присваивается отдельный порядковый номер, который указывается на каждом экземпляре оформляемого нотариусом документа и в удостоверительных надписях.

Нотариус обязан выдавать выписки из реестра по письменному заявлению юридических и физических лиц, от имени и по поручению которых совершались нотариальные действия.

В случае утраты документов, удостоверенных или выданных нотариусами, указанным лицам выдаются дубликаты утраченных документов.

О пошлинах и тарифах, взимаемых нотариусами.

Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает пошлину, которая поступает в местный бюджет, а частнопрактикующий нотариус – тариф. Размеры тарифа и пошлины одинаковы и установлены законодательством Российской Федерации. При этом, государственный нотариус получает фиксированную заработную плату, а частнопрактикующий нотариус не ограничен в зарплате и самостоятельно уплачивает налоги государству.

Законодательством установлена группа лиц для которой предусмотрены льготы при совершении нотариальных действий, составлении проектов документов, выдаче копий и выполнении технической работы.

Правовое регулирование перехода нотариусов государственных нотариальных контор на частнопрактикующую деятельность и еще раз о необходимости существования единого нотариата

(Азнаев А. М.) («Нотариус», 2007, N 6)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕХОДА НОТАРИУСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НОТАРИАЛЬНЫХ КОНТОР НА ЧАСТНОПРАКТИКУЮЩУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЩЕ РАЗ О НЕОБХОДИМОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЕДИНОГО НОТАРИАТА

Азнаев А. М., помощник нотариуса г. Уфы, Республика Башкортостан.

До 1993 г. в стране существовал лишь государственный нотариат, деятельность которого регулировалась Законом РСФСР 1974 г. «О государственном нотариате». Следствием проводимых в России социально-экономических реформ, развития рыночных отношений, усложнения и увеличения гражданского оборота явилась реформа российского нотариата, которая произошла в 1993 г. после принятия ныне действующих Основ законодательства Российской Федерации о нотариате . По мере развития имущественного оборота, частной и иных форм собственности становилось очевидным, что государственный нотариат теряет свое значение и возложенные на него функции. Объяснений этому было несколько: во-первых, достаточно слабая организация органов нотариата и, как следствие, чрезвычайная перегрузка в работе государственных нотариальных контор; во-вторых, отсутствие у нотариусов личной заинтересованности в результатах своей работы и личной ответственности перед клиентом и, соответственно, низкая производительность и эффективность их труда. Как известно, Основы, введя в стране в 1993 г. частнопрактикующий нотариат, сохранили и нотариат государственный. Обусловлено это было неверием законодателя в новый нотариат, в его возможность обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и организаций, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. И несмотря на явное противодействие в ряде мест со стороны органов местной власти, без какой-либо поддержки со стороны Министерства юстиции РФ частнопрактикующий нотариат за этот короткий временной промежуток занял доминирующее положение в стране по совершению нотариальных действий. В Москве государственный нотариат окончательно упразднен 10 января 1998 г. Нет государственных нотариусов в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации. Если в 1999 г. в РФ количество нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, составляло 967, количество частнопрактикующих нотариусов — 5644, количество нотариальных палат без государственных нотариусов — 27, то в 2006 г. количество нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, было 169, количество частнопрактикующих нотариусов — 7074, количество нотариальных палат без государственных нотариусов — 66 . ——————————— Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1. См.: Клячин Е. Н. Конституционная гарантия каждого на получение квалифицированной юридической помощи невозможна без более полного использования потенциала нотариата // Нотариус. 2007. N 2. С. 4.

Читайте так же:  Имеет ли право охрана досматривать личные вещи сотрудников

Деление нотариата на государственный и частнопрактикующий было принято неоднозначно нотариусами, которые остались работать в государственных нотариальных конторах. Основами и Законом о нотариате установлены единые требования для занятия должности нотариуса, однако ряд субъектов Российской Федерации при переходе с должности нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, на должность частнопрактикующего нотариуса стали чинить препятствия вразрез с действующим законодательством, что повлекло за собой судебные процессы. Примером может служить решение Центрального районного суда г. Кемерово от 10 сентября 2000 г. по жалобам государственных нотариусов на действия Управления юстиции Кемеровской области «в части отказа от наделения указанных нотариусов полномочиями нотариуса, занимающегося частной практикой». Указанным решением суд обязал Управление юстиции Кемеровской области издать приказ о назначении нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе, «на должности нотариусов, занимающихся частной практикой». Федеральная нотариальная палата в своем ответе на запрос государственных нотариусов г. Уфы Республики Башкортостан от 27 марта 2001 г. также не разделила позицию Главного управления Министерства юстиции РФ по Республике Башкортостан о том, что положение подп. «б» п. 5 Постановления Совета РФ от 11 февраля 1993 г. N 4463-1 «О порядке введения в действие Основ законодательства РФ о нотариате» является актом временного действия и распространяется только на нотариусов, назначенных на должность до вступления в силу Основ законодательства РФ о нотариате, и считает, что Постановление содержит ряд постоянно действующих норм, об этом свидетельствуют, в частности, решение Верховного Суда Российской Федерации от 6 августа 1998 г. N ГКПИ98-300 и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 1999 г. N 36-О, которые были приняты с учетом норм указанного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, что подтверждает необоснованность заявления о временном действии этого акта. Кроме того, названное Постановление не признано утратившим силу и по своему содержанию не перекрыто другими актами. Положение, содержащееся в подп. «б» п. 5 обсуждаемого Постановления Верховного Совета Российской Федерации, содержит также постоянно действующую норму, которой в настоящее время руководствуются суды. Кроме того, Федеральная нотариальная палата считает, что нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, желающий заняться частной практикой, должен быть назначен на должность нотариуса в том же нотариальном округе, где находится государственная контора, в штате которой он состоит, независимо от того, с какого времени он работает нотариусом в государственной нотариальной конторе. Для назначения государственного нотариуса на должность частнопрактикующего нотариуса рекомендации нотариальной палаты субъекта Российской Федерации не требуется, как не требуется наличия вакантной должности, поскольку органом юстиции совместно с нотариальной палатой определяется общее количество должностей нотариусов в нотариальном округе. ——————————— Федеральная нотариальная палата. Письмо нотариусам г. Уфы Республики Башкортостан от 27 марта 2001 г. N 349. Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе и желающий заняться частной практикой, назначается на должность нотариуса в том же нотариальном округе, где находится государственная нотариальная контора, в штате которой он состоит, не позднее чем через две недели со дня подачи заявления. В этом случае рекомендация нотариальной палаты не требуется. Отказ в назначении на должность нотариуса в таких случаях обжалуется в районный (городской) народный суд по месту нахождения уполномоченного органа юстиции в месячный срок со дня вынесения решения об отказе (извлечение из Постановления).

В своем письме от 28 марта 2001 г. N 09-997, также в адрес государственных нотариусов г. Уфы Республики Башкортостан, Министерство юстиции Российской Федерации занимает аналогичную позицию, отмечая, что «переход нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, на частную практику является их правом. Ограничение нотариусов в реализации этих прав является неправомерным». Правовая неурегулированность организационных вопросов деятельности нотариата, противоречивость действующих правовых норм порождают попытки ряда политиков регионального масштаба восполнить пробелы правового регулирования законами субъектов РФ. Как правило, такие законы противоречат Конституции РФ, федеральному законодательству и ничего, кроме вреда, не приносят . Вероятно, что разработчики Основ законодательства РФ о нотариате 1993 г., а за ними и законодатели совершили ошибку, допустив совместное сосуществование двух антагонистических систем нотариата в одной стороне: агонизирующего, несмотря на чиновничью опеку, государственного и свободного нотариата латинской школы. Последний исторически сложился в демократических странах с рыночной экономикой. До Октябрьского переворота 1917 г. этот нотариат, или почти такой же, был, как известно, и у нас в России. Сейчас он просто возрождается. Каждому времени и каждой формации должны соответствовать присущие им органы и структуры . Сейчас представляется крайне важным сформировать правильное мнение о небюджетном нотариате у глав администрации субъектов РФ, убедить в неэффективности государственного нотариата. Представить объективный анализ, сравнить результаты. Государственный нотариат по характеру задач и функций не отличается от частнопрактикующего. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате закрепляют единые требования к кандидату на должность нотариуса, единый порядок назначения его на должность. Нотариусы независимо от того, являются они государственными или занимаются частной практикой, имеют по общему правилу равные права, т. е. совершают равным образом все нотариальные действия и несут равные обязанности; оформленные ими документы имеют равную юридическую силу; нотариальные действия совершаются нотариусами, как работающими в государственных нотариальных конторах, так и занимающимися частной практикой от имени Российской Федерации. ——————————— См.: Клячин Е. Н. Семинар президентов и вице-президентов. Доклад // Нотариальный вестник. 2006. N 1. С. 58, 59. См.: Елизарьев Г. Деление нотариата на государственный и частый противоестественно // Нотариальный вестник. 1997. N 4. С. 4.

Из равного статуса государственных и частнопрактикующих нотариусов есть только два исключения. Во-первых, в соответствии со ст. 36 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате только государственные нотариусы ведут наследственные дела, выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества. Во-вторых, деятельность государственных нотариусов финансируется из средств государственного бюджета, следствием чего является то, что в соответствии со ст. 17 Основ законодательства РФ о нотариате ответственность за действия государственных нотариусов несет государство. Нотариус, занимающийся частной практикой, осуществляет свою деятельность на принципе самофинансирования и отвечает за свои действия всем принадлежащим ему имуществом, т. е. несет полную материальную ответственность за законность совершаемых им нотариальных действий. Государственный нотариат функционирует как традиционная бюрократическая структура. В такой системе нотариусы — это чиновники (агенты), которые получают заработную плату вне зависимости от результатов своей деятельности и не несут имущественной ответственности за нарушение норм права при ее осуществлении, в отличие от частного нотариата. Модель работы частного нотариата создает стимул для эффективного осуществления полномочий, поскольку он зависит от результатов своей деятельности и несет в том числе и имущественную ответственность за некачественную работу. В такой системе личный интерес нотариуса сопряжен с общественным интересом. Сегодня преимущества частного нотариата стали очевидны: уменьшились очереди, изменилось отношение к посетителю и соблюдению законодательства, уменьшилось количество злоупотреблений должностным положением. Таким образом, повышение качества обслуживания и соблюдение законности постепенно образуют равновесный баланс интересов всех сторон: нотариуса, граждан и государства. Следует отметить, что ст. 17 Основ предусматривает, что нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, в случае совершения действий, противоречащих законодательству, несет ответственность в установленном законом порядке. Поскольку он состоит в трудовых отношениях с органом юстиции — государственным органом, то ответственность несет в соответствии со ст. 16 ГК РФ , которая гласит: «Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов… подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием». Данное установление детализирует правовые основы, заложенные ст. 53 Конституции РФ , предусматривающей право гражданина на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами. ——————————— См.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. Конституция Российской Федерации 1993 г.

Кроме определения субъектов ответственности за причиненный вред ГК РФ устанавливает также и органы, к которым предъявляются требования о возмещении убытков и которые выступают от имени государства и его субъектов при возмещении убытков. Таким органом согласно ст. 1069 ГК РФ является соответствующая казна: казна Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. ——————————— Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ.

В соответствии со ст. 1081 ГК РФ Российская Федерация имеет право регресса к нотариусу, однако сам государственный нотариус несет ответственность в порядке и размерах, установленных нормами трудового законодательства, а именно ст. 121 — 123 КЗоТ РФ , определяющими исключительные случаи полной материальной ответственности работников за вред, причиненный предприятию. ——————————— Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.

Таким образом, государство закрепило правовые гарантии в отношении возмещения вреда, причиненного действиями его органов и их должностных лиц, взяв на себя обязанность по его возмещению. И вроде бы гражданин должен быть абсолютно спокоен в случаях нарушения его прав и свобод — государство не даст в обиду, исправит оплошности и ошибки, допущенные государственными органами и их должностными лицами, и возместит в соответствии со ст. 15 ГК РФ причиненный вред в полном объеме. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что нотариус — чиновник и может не очень задумываться при совершении того или иного нотариального действия: в худшем случае ему грозит увольнение с работы. Отсутствие личной ответственности порождает халатное отношение к работе и приводит к значительному снижению профессионального уровня нотариуса. Именно это является самой страшной бедой для гражданина, который из-за ошибок нотариуса может потерять все, что имеет, а возместить понесенные убытки не сможет. Совсем другое дело — негосударственный нотариус. Основы законодательства о нотариате в ст. 17 устанавливают обязанность нотариуса, занимающегося частной практикой, умышленно разгласившего сведения о совершенном нотариальном действии или совершившего нотариальное действие, противоречащее законодательству РФ, возместить причиненный вследствие этого ущерб. В той же статье закреплено, что в других случаях ущерб возмещается нотариусом, если он не может быть возмещен в ином порядке. Следует отметить, что в данном случае законодатель, очевидно, имеет в виду причинение вреда неумышленными действиями нотариуса, например допущение ошибки вследствие неправильного толкования закона. Под иным порядком возмещения ущерба следует понимать его возмещение страховой компанией. Этот вывод позволяет сделать содержание ст. 18 Основ, предусматривающей обязательное заключение нотариусом договора страхования своей деятельности. При отсутствии такого договора нотариус, занимающийся частной практикой, не вправе приступать к выполнению своих обязанностей. Объектом страхования в данном случае является гражданская ответственность нотариуса перед клиентом. Выплата страхового возмещения производится при наступлении страхового случая в порядке, предусмотренном ст. 1072 ГК РФ, устанавливающей субсидиарную ответственность причинителя вреда в случае недостаточности страхового возмещения, т. е. в случае, если размер страхового возмещения недостаточен для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, нотариус возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба. Как было указано выше, если страховой случай наступил в результате умышленных действий нотариуса, страховая компания освобождается от возмещения ущерба, все убытки возмещаются самим нотариусом. Кроме возмещения убытков гражданин, которому причинен вред неправомерными действиями нотариуса, вправе потребовать от него компенсации морального вреда. Как известно, моральный вред, причиненный действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина и посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага, согласно ст. 151 ГК РФ подлежит компенсации во всех случаях. Институт экономически независимого нотариата латинского типа является в странах с романо-германской системой права одним из гарантов стабильности гражданско-правовых отношений. И в европейских странах, за исключением Португалии, государственный нотариат не существует. Все его функции выполняют частные нотариусы, действующие по принципу латинского нотариата. Дело в том, что в правовом государстве, стремящемся реально обеспечить постоянный рост экономики, благосостояния граждан и правовую защиту их прав и законных интересов (в том числе и от посягательств со стороны чиновников), существование любого государственного органа обусловлено экономическими факторами. Государство, гарантирующее силой принуждения исполнение судебных решений, не в состоянии нести ношу правовой ответственности за действия нотариусов, удостоверяющих гражданско-правовые сделки и факторы, имеющие юридическое значение. Государства с развитой экономикой стараются избежать риска незапланированных расходов, в том числе в виде имущественной ответственности в гражданско-правовых отношениях . В настоящее время мы живем в мире, в котором существует активная тенденция к либерализму, что означает открытость экономических рынков, процессы глобализации. Именно в этих условиях приходится работать нотариусам
большинства стран мира. По ряду объективных обстоятельств нотариат стал отделяться от государства. Основой настоящего свободного нотариата является Закон Вантоза 1803 г. , который был принят в эпоху Наполеона. Именно этот Закон учредил Положение о свободном нотариате. Нотариат перестал с этого времени быть государственным, потому что именно в это время Франция переживала смутную эпоху — эпоху революции 1789 г. Этот революционный период сопровождался большими беспорядками: нарушались те законы, те положения, которые действовали в то время. Поэтому Наполеон решил, что, поступая таким образом, он сможет навести порядок, преодолеть смуту, вводя свободную профессию для нотариуса, и тем самым обеспечить его беспристрастность и независимость. ——————————— См.: Плахин Ю. В. Частный нотариат: вне закона // Нотариус. 2000. N 5. С. 72. Закон Вантоза от 16 марта 1803 г.

Читайте так же:  Как верно составить договор

На сегодняшний день существует и активно действует Международный союз латинского нотариата, который объединяет 70 государств, включая Россию. Но система латинского нотариата действует не во всех странах Европы. Исключением являются страны Скандинавии, Англия, за исключением лондонских нотариусов, которые осуществляют свою деятельность в лондонском Сити (они относятся к системе латинского нотариата). В этих странах действует англосаксонская система права. В русском общественно-политическом языке с недавних пор широко используют слово «тяжеловесы». Так вот, «тяжеловесами» латинского нотариата в Европе являются Италия, Испания, Франция, Германия. Несмотря на то что в этих странах такая система существует давно и накоплен вековой опыт, внутри их она применяется неодинаково. Существуют две основные тенденции: первая — немецкого, германского, типа. В Германии нотариус как советчик выступает в ограниченной степени. В основном он занимается только нотариальным актом и все внимание и все усилия направляет на то, чтобы сначала разработать проект нотариального акта, составить его и произвести необходимое нотариальное удостоверение. Результат такого подхода — формализм немецкого нотариата принял чрезвычайно развитые формы. И этот формализм мешает развитию профессии нотариуса. Другая тенденция во Франции. Там нотариат превратился в настоящее нотариальное предприятие. Французские нотариусы охотно объединяются в гражданские товарищества, состоящие из двух и более человек. Там существуют ассистенты — юристы, которые специализируются в какой-то области. Они не имеют права удостоверения, но участвуют в подготовке всех необходимых документов. Нотариус, работающий в Париже, может иметь от 10 до 12 ассистентов. Французский нотариус выступает уже советником и советчиком не только физических лиц, но все чаще и юридических лиц (компаний и обществ). В отличие от германского коллеги французский нотариус не сидит в конторе, ожидая, когда к нему обратятся клиенты. Он очень активен, проявляет большую инициативу, зачастую обращается в Министерство юстиции с предложениями о подготовке нового закона либо внесении изменений в уже существующий закон. Особенно широко французские нотариусы включены в процесс, связанный с операциями по недвижимости. Они занимаются вопросами оценки недвижимости, ведут реестр существующей недвижимости. Даже в региональных департаментских нотариальных палатах существуют так называемые биржи недвижимого имущества. Французские нотариусы, отрицая формализм, зачастую предлагают сторонам не зачитывать текст договора, нотариального акта, хотя законодательство требует, чтобы это условие обязательно соблюдалось. Швейцария в географическом отношении находится на стыке различных стран и испытывает на себе различные влияния. В каждом швейцарском кантоне действует свое нотариальное законодательство. Если, например, в Женеве нотариус осуществляет только функции нотариуса, то в кантоне Нефшатель по закону разрешается, чтобы нотариус был одновременно и адвокатом. Эти различия начинают сегодня особенно остро проявляться в рамках существования Европейского союза . Современное мировое правовое поле делится на две основные системы — континентальную (латинскую) и англосаксонскую. Например, США, где действует англосаксонская система, — это страна адвокатов, в то время как в большинстве европейских стран главным юристом является нотариус . ——————————— См.: Мерлотти Мишель. Единые стандарты нотариальной деятельности в Европе // Нотариальный вестник. 2003. N 1. С. 48, 49. См.: Аналитическая записка «Текущее состояние российского небюджетного нотариата и оценка влияния изменения нотариальных тарифов на экономические условия его деятельности» // Нотариальный вестник. 2004. N 9. С. 32.

В настоящее время нотариусы работают в постоянной конкурентной среде со своими коллегами по юридическому сословию, прежде всего с адвокатами, и это характерно не только для России, такая ситуация существует во Франции, Германии и других странах, более того, мы сегодня наблюдаем мощное наступление англо-американской системы права, экспорт которой нагляден в отмене обязательной нотариальной формы ипотеки. В связи с этим для усиления правозащитных и правоохранительных функций нотариата России необходим высокий профессионализм нотариусов, который на деле доказывает преимущества нотариата латинского типа для нашей страны. Нотариус, относящийся к системе латинского нотариата, обеспечивает в своей деятельности единые стандарты предупреждения споров, безопасности и юридической техники, как в других государствах мира, объединяющих более 3 млрд. человек. В итоге это облегчает торговые и личные отношения международного характера . Нотариальная деятельность в международном аспекте усиливается возможностью придания нотариальному акту как судебному решению исполнительной силы за рубежом, что предусмотрено Брюссельской и Луганской конвенциями и предварительным проектом Гаагской конвенции от 30 октября 1999 г. о международной подсудности споров и признании и исполнении иностранных решений. Таким образом, нотариальный акт призван стать незаменимым в международных торговых отношениях, которые необходимы для экономического развития страны и ее интеграции в мировое экономическое и правовое пространство. ——————————— См.: Медведев И. Г., Ярков В. В. Российский нотариат в изменяющейся государственной и правовой системе России: современное состояние и перспективы развития // Нотариальный вестник. 2005. N 3. С. 26. Брюссельская конвенция по вопросам юрисдикции и принудительного исполнения судебных решений в отношении гражданских и коммерческих споров от 27 сентября 1968 г. (извлечение).

Сегодня в стране мало нотариальных контор, которые можно было бы хоть отдаленно сравнить с европейскими: либо это убогое помещение государственных нотариальных контор, одна-две комнаты в помещениях банков, иных коммерческих структур, куда человеку и попасть-то непросто, либо купленные нотариусами квартиры, переведенные в нежилое помещение. Ютятся в них сотрудники, нет места для граждан, обратившихся за нотариальной помощью, некуда девать нотариальный архив. И никого в стране это положение не беспокоит, кроме, естественно, самого нотариуса. Но и он ничего не может исправить, поскольку государство поставило его в такие экономические рамки, что заработать, скопить средства на развитие нотариальной деятельности он объективно не в состоянии . ——————————— См.: Черемных Г. Г. Быть или не быть нотариату в России? // Нотариус. 2004. N 3. С. 21.

С первых же дней своего возрождения нотариату приходится бороться и противостоять беззаконию и некомпетентности; пришедшее из прошлого отношение к нотариату как к непрестижной профессии во многом не изжито и теперь. Незаконные назначения на должность нотариуса, попытки ограничить компетенцию нотариальных палат, необоснованное увеличение налоговых ставок, приравнивание нотариуса к предпринимателю — вот далеко не полный перечень проблем, которые бы и не появились вовсе при надлежащем, а главное — компетентном отношении к этому важному институту. Четырежды Конституционному Суду РФ пришлось рассматривать обращения нотариусов о нарушении Конституции при принятии и применении законов, касающихся деятельности нотариата, и четырежды высшая судебная инстанция страны соглашалась с позицией нотариата. Начиная с 1996 г. государство либо целенаправленно, либо по недомыслию ведет явно дискриминационную политику против нотариата, а фактически против себя, ибо обеспечение эффективной нотариальной деятельности в стране, защита прав и законных интересов граждан и организаций, оказание им квалифицированной юридической помощи — это в первую очередь задача государства, а не нотариуса. Сначала принимается Гражданский кодекс, которым, вопреки сложившимся правовым традициям, для большинства сделок с недвижимым имуществом вводится простая письменная форма. В результате огромная часть рынка остается без должного правового обеспечения, негативные последствия чего еще многими не осознаны, но обязательно проявятся в будущем. Постепенно нотариус стал не нужен для удостоверения доверенностей и договоров, касающихся автотранспорта. Вред от этого шага уже почувствовали сотрудники МВД и граждане, потерявшие свои автомобили, а в ряде случаев здоровье и даже жизнь. Нотариат отстранили от удостоверения доверенностей на распоряжение банковскими вкладами, от проверки и при открытии счетов в банках и т. д. . ——————————— См.: Клячин Е. Н. Каков закон, таков и нотариат. Вправе ли нотариат России рассчитывать на хорошие законы? // Нотариальный вестник. 2005. N 1. С. 17.

Существующая сегодня в России модель нотариата носит во многом промежуточный, временный характер, появилась как итог компромисса между различными политическими силами. В период решения вопроса о разграничении полномочий в сфере нотариата между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, проведения административной реформы государственных органов исполнительной власти из-за путаницы в компетенции федеральных ведомств организационная деятельность нотариата оказалась на некоторое время практически парализованной. Возникла ситуация, когда четыре нормативных акта разного статуса — от закона до постановления и приказа министра — противоречили друг другу в части назначения на должность нотариуса. Происходящие в настоящее время процессы упорядочения системы государственного устройства потребуют встраивания института нотариата во вновь складывающиеся отношения между государством и обществом. Представляется, что небюджетный нотариат, уже добившийся признания как важный правоохранительный институт общества, имеет значительный потенциал развития, способен оказать благотворное воздействие в контексте проходящих реформ судебной системы, государственного управления, ускорения темпов экономического роста и реализации концепции социального государства. Однако без определенных реформ организации нотариата, совершенствования форм и методов нотариальной деятельности реализация его позитивных возможностей будет затруднительна или вообще поставит профессию на грань выживания. Тринадцать лет функционирования внебюджетного нотариата показали необходимость законодательного пересмотра целого ряда положений Основ законодательства Российской Федерации о нотариате . ——————————— См.: Черемных Г. Г. Нотариат — надежный защитник прав граждан // Нотариус. 2006. N 1. С. 6.