Банкротство градообразующего предприятия пример

Рубрики Статьи

Банкротство градообразующего предприятия пример

Информационный сайт по банкротству.

Такие как: Баранков Ю.О., Сидоркин Д.А., Лельчук А.П..

Информация для ознакомления

Информация для размещения.

Аналтитический обзор.

Примеры отстранения АУ.

Банкротство градообразующих организаций и, связанные с ним, признаки несостоятельности характерны именно для российской экономики и законодательства. Данное понятие отсутствует в терминологии других государств, не имеет аналогов в зарубежном и международном праве.

Статус юридического лица

Действующий Федеральный закон России № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» регулирует правовые отношения, связанные с несостоятельностью градообразующих организаций (предприятий). Согласно пункту 1 статьи 169 (параграф 2 Главы IX) указанного Закона, градообразующими организациями признаются юридические лица, в штате которых задействовано не менее 25% (двадцати пяти процентов) от общей численности работающих жителей соответствующего населенного пункта.
Положения, предусмотренные параграфом 2 Закона, применяются также к иным организациям и предприятиям, общее количество работников которых составляет пять тысяч человек и более.

Подача заявления

Градообразующая организация (предприятие) признается банкротом в соответствии с решением арбитражного суда по месту регистрации (нахождения) субъекта. Основанием для инициализации процедуры банкротства служит соответствующее заявление, которое может быть составлено и подано в арбитражный суд следующими лицами:

  • должником – руководством организации, при наличии причин, свидетельствующих о неспособности погашения долговых обязательств;
  • конкурсным кредитором, либо группой юридических или физических лиц, отдельные или совместные требования которых по денежным обязательствам в отношении должника достигают или превышают минимум, установленный Законом;
  • прокурором;
  • уполномоченным органом, выполняющим контроль отчислений в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды по обязательным платежам.

Заявление о признании несостоятельности должника составляется при наличии признаков банкротства (п.2 ст.3 Закона).

Особенности законодательных правоотношений

Банкротство (несостоятельность) градообразующей организации имеет отличительные особенности при проведении процедур:

  • рассмотрения дела о банкротстве;
  • введения внешнего управления под поручительство;
  • продления финансового оздоровления (санации) или внешнего управления по ходатайству органа;
  • поручительства;
  • погашения требований кредиторов;
  • продажи имущества и предприятия градообразующей организации.

Для применения в отношении должника соответствующих норм специального параграфа (пар.2) Закона, в арбитражный суд должны быть предоставлены доказательства, подтверждающие статус градообразующей организации, либо наличие у данного юридического лица штата работников, общей численностью не менее пяти тысяч человек. Сведения предоставляются в процессе производства по делу о несостоятельности.
Законом учитываются возможные социальные последствия ликвидации градообразующих организаций, вследствие чего в число лиц, принимающих участие в деле о банкротстве, включены соответствующие органы местного самоуправления. Также, арбитражный суд вправе привлечь к участию органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и федеральные.

Банкротство градообразующих организаций

Глава 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» учитывает специфику применения процедур банкротства к отдельным субъектам предпринимательской деятельности: градообразующим, сельскохозяйственным, финансовым организациям, стратегическим предприятиям, субъектам естественных монополий, а также застройщикам. Для регулирования отношений, возникающих вследствие банкротства градообразующих организаций, применяются нормы параграфа 2 данной главы (ст.169-176).

Для признания конкретного юридического лица градообразующей организацией необходимым является условие занятости в данной организации не менее одной четвертой численности работающего населения данного населенного пункта. Кроме того, к числу градообразующих относятся также те организации, численность работников которых превышает 5 тыс. человек. При этом статус градообразующей организации подлежит обязательному доказыванию в ходе арбитражного разбирательства. В качестве таких доказательств могут выступать статистические данные, внутренние документы, предоставленные должником.

В арбитражной практике довольно часто в ходе рассмотрения дела не подтверждается статус той или иной организации как градообразующей. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Поволжского округа от 24.03.2010 г. по делу N А12-4561/2009.В соответствии с материалами дела, в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось ОАО «Нижноватомэнергосбыт» с заявлением о признании ВОАО «Химпром» банкротом. Определением АС Волгоградской области от 29.04.2009 денежное требование ОАО «Нижноватомэнергосбыт» в сумме 756 867 216,18 руб. признано обоснованным, включено в третью очередь реестра требований кредиторов должника, в отношении должника введена процедура наблюдения, назначен временный управляющий. Администрация Волгограда и ВОАО «Химпром», не согласившись с принятым по делу определением, обратились в ФАС Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят направить дело на новое рассмотрение в связи с тем, что в деле не был учтен статус ВОАО «Химпром» как градообразующего предприятия. Так как в материалах дела не приведены доказательства того, что должник является градообразующим предприятием, арбитражный суд правомерно рассмотрел данное дело без применения соответствующих норм Закона о банкротстве и обоснованно не привлек администрацию Волгограда. Таким образом, статус градообразующего предприятия доказан должником не был, поэтому производство по кассационной жалобе прекращено.

Органы исполнительной власти также могут участвовать в рассмотрении дела. Факт их привлечения к делу как участников объясняется их заинтересованностью в конечном исходе, так как банкротство градообразующей организации может повлечь серьезные социально-экономические последствия для конкретного региона в силу значимости предприятия как объекта с большим количеством рабочих мест.

Еще одна особенность касается внешнего управления предприятием, а именно возможности принятия решения арбитражным судом о введении внешнего управления организацией под поручительство даже в том случае, если собранием кредиторов не было принято решения о введении данной процедуры.

Процедура поручительства применяется с целью продления внешнего управления на градообразующей организации в интересах региона.

Поручительство – это односторонняя обязанность лица, предоставившего поручительство, отвечать за исполнение должником его денежных обязательств перед кредиторами и за обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.

Поручительство должно отвечать следующим требованиям ст. 173:

  • — предоставляется арбитражному суду в письменной форме
  • — в заявлении о поручительстве указывается сумма обязательств должника перед кредиторами и обязательных платежей, а также график погашения задолженности, в соответствии с которым должны проводиться расчеты с кредиторами.

— к заявлению о поручительстве прикладываются документы, которые подтверждают факт включения обязательств по поручительству на дату его предоставления в соответствующий бюджет.

Следует отметить, что применение графика погашения задолженности на стадии внешнего управления является отличительной особенностью регулирования отношений, связанных с банкротством градообразующих организаций, так как по общему правилу данный график предусматривается в рамках процедуры финансового оздоровления.

Поручительство может быть предоставлено Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием. При этом поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами. Особенность данного поручительства заключается в том, что поручитель совершает одностороннее действие, не требующее заключения соглашения ни с должником, ни с кредиторами.

Если поручитель нарушит свои обязательства в отношении кредиторов, обладающих 1/3 требований к должнику, арбитражный суд может признать должника банкротом и вынести решение об открытии конкурсного производства.

В случае ходатайства органа местного самоуправления или органа исполнительной власти РФ или субъекта РФ, предоставивших поручительство, процедура финансового оздоровления или внешнего управления в отношении градообразующей организации может быть продлена арбитражным судом на срок не более одного года.

Уполномоченный орган исполнительной власти в любое время до окончания внешнего управления градообразующей организацией может рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов иным способом, предусмотренным законом. Например, такими способами могут быть заключение соглашения сторон об отступном (ст. 409 ГК РФ), новация (ст. 414 ГК РФ) и т.д.

Расчеты с кредиторами производятся по общему правилу (ст.134-138 Закона).

В случае исполнения денежных обязательств перед кредиторами производство по делу о банкротстве градообразующей организации прекращается.

В целях удовлетворения требования кредиторов в ходе осуществления процедур банкротства может быть осуществлена процедура продажи предприятия. При наличии ходатайства органа исполнительной власти продажа предприятия может производиться путем проведения конкурса. При этом обязательным условием является сохранение рабочих мест не менее чем для половины числа занятых на предприятии работников на момент его продажи в течение срока не более трех лет с момента вступления договора купли-продажи предприятия в силу.

Договор купли-продажи в случае неисполнения таких условий покупателем подлежит расторжению судом на основании заявления органов, по ходатайству которых проводился конкурс. Данная норма предусматривает возможность обеспечения защиты социально-экономических условий населенного пункта, на территории которого находится градообразующее предприятие.

Если соответствующее ходатайство полномочными органами подано не было, то продажа градообразующего предприятия устанавливаются общими правилами продажи предприятия должника, то есть в соответствии со ст. 110, 111, 139 Закона.

Банкротство градообразующих предприятий и организаций в России

Банкротство — это юридическое понятие, которое означает неспособность компании выполнять свои финансовые обязательства перед клиентами, сотрудниками и кредиторами. Несостоятельность градообразующих организаций — тема, требующая отдельного рассмотрения.

Особенности банкротства градообразующих организаций

Ухудшение финансовых показателей предприятий градообразующего типа может происходить по нескольким причинам:

  • специальное доведение предприятия до банкротства с целью дальнейшего получения контроля над ним. Этот метод используется в российском бизнесе и является одним из способов рейдерского захвата компании;
  • падение спроса на продукцию предприятия. Экономический кризис в во всех отраслях либо какой-то определенной часто приводит к нежелательным последствиям в виде банкротства предприятий;
  • неразумная и непрагматичная финансово-кредитная политика руководства градообразующего предприятия. Компания взяла кредиты на большую сумму и не рассчитала сможет ли их вернуть.

Основные признаки банкротства юридического лица согласно норм ст.3 ФЗ «О банкротстве (несостоятельности)» такие:

  • неспособность проводить платежи по кредитам более 3 месяцев. Задолженность перед кредиторами должна составлять не менее 100 тысяч рублей;
  • значительные просрочки платежей за поставленный товар или предоставленные услуги другими компаниями;
  • рост задолженности по выплате заработной платы сотрудникам;
  • задолженность по платежам в государственный и местный бюджеты, перед Пенсионным фондом.

Процедура признания несостоятельности

Российское законодательство четко регулирует процедуру признания несостоятельности градообразующих предприятий на всех ее этапах.

Решение о начале

Процедура банкротства юридического лица в любом случае начинается после вынесения соответствующего решения арбитражным судом, который расположен ближе всего к месту нахождения потенциального банкрота. Данное решение принимается на основе фактов, изложенных в исковом заявлении. Эти данные должны соответствовать требованиям по банкротству предприятий, которые изложены выше.

Составление заявления

По сути, судебный иск можно считать (хотя в юридической практике это и не принято) первой стадией банкротства юридического лица. Истцами в этом деле могут выступать:

  • органы прокуратуры;
  • органы Федеральной налоговой службы;
  • кредиторы компании;
  • представители руководящих органов или учредителей компании.

Для правильного составления искового заявления нужно знать его структуру. Итак, истец должен указать такую информацию:

  • наименование судебного органа, в который предоставляется заявление;
  • полные данные про истца (ФИО или название компании, местонахождение, контактные данные);
  • изложение сути вопроса с указанием конкретных сумм и сроков невыполнения компанией обязательств перед истцом;
  • документальное подтверждение своей правоты.

Реальная процедура банкротства градообразующего предприятия будет очень длительной, потому что все стороны процесса будут прикладывать максимальные усилия, чтобы спасти предприятие, на котором работает огромное количество людей.

Любая подобная процедура начинается с этапа наблюдения. Длительность процесса анализа деятельности предприятия и выявления причин негативной ситуации на предприятии не должна превышать 6 месяцев. Задачи этапа такие:

  • проверка финансовой отчетности;
  • выявление заведомо убыточных для компании сделок;
  • проверка наличия резервов для выведения компании из кризиса.

Финансовое оздоровление

Второй этап процедуры касательно градообразующих предприятий — ключевой. Речь идет о процессе финансового оздоровления. Основные методы восстановления платежеспособности градообразующего предприятия таковы:

  • выделение средств из бюджетов разных уровней;
  • проведение реструктуризации в самой компании;
  • оптимизация структуры компании;
  • оптимизация и жесткая экономия средств предприятия.

Оздоровление компании градообразующего типа может проводиться более длительный период времени, чем предусмотренный в законе максимальный срок длительности этого этапа — 24 месяца.

Особенности финансового оздоровления градообразующих организаций

Процедура внешнего управления

Процедура внешнего управления, которая наступает вслед за оздоровлением, также очень важна. В процессе наблюдения обязательно будут выявлены моменты, которые мешают оздоровлению компании:

  • наличие убыточных филиалов;
  • слишком раздутый штат сотрудников;
  • использование устаревшего энергозатратного оборудования.

На этапе внешнего управления важно продолжить увеличение показателей компании и вместе с этим обеспечить:

  • продажу убыточных филиалов предприятия;
  • отказаться от устаревшего оборудования и постепенно заменить его модернизированным;
  • оптимизировать штатную численность сотрудников.

Срок внешнего управления на градообразующем предприятии может определяться в зависимости от конкретной необходимости.

Поручительство и конкурсное производство

Для спасения градообразующих предприятий используется специальный этап, наличие которого не предусмотрено в стандартной процедуре банкротства — поручительство. В качестве поручителей могут выступать исключительно органы власти. На это этапе заключаются дополнительные соглашения с кредиторами и устанавливается отсрочка по кредитам.

В случае нарушения поручителем своих обязательств перед кредиторами вводится конкурсное производство. На этом этапе производится продажа предприятия другому собственнику. Имущественный комплекс реализовывается сразу полностью, потому что для региона важно сохранить функционирование предприятия.

После получения средств от продажи производится удовлетворение требований кредиторов. Важно отметить специфику очередности выплат:

  1. ликвидация негативных последствий для региона от банкротства предприятия;
  2. погашение задолженности по заработной плате;
  3. выплата различных компенсаций и выходных пособий сотрудникам;
  4. погашение задолженности по кредитам (законодательство допускает списание части долгов, если средств на их полную выплату после выполнения обязательств перед регионом и сотрудниками недостаточно).

Выделяется несколько групп последствий банкротства градообразующих предприятий.

К экономическим последствиям можно отнести:

  • структурные изменения в экономике региона;
  • уменьшение темпов экономического роста в регионе;
  • уменьшение доходов бюджетов города и области.

Социальные последствия таковы:

  • безработица;
  • падение уровня жизни граждан в городе;

Также в некоторых случаях могут быть серьезные последствия для экологии региона.

Как будут спасать одно из крупный градообразующих предприятий, на примере расскажет видео ниже:

Банкротство градообразующих предприятий (стр. 1 из 7)

1. Правовой статус градообразующих предприятий

2. Роль и значение института поручительства в банкротстве градообразующих предприятий

3. Применение договора купли-продажи в процедуре банкротства градообразующих предприятий

Список используемых источников

Проблема банкротства градообразующих организаций (и связанное с ней выделение особенностей признания их несостоятельными) характерна именно для российской экономики. В литературе отмечается, что понятие «градообразующая организация» как таковое отсутствует в терминологии других Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»одательств, в связи, с чем отсутствуют и какие-либо особенности признания несостоятельными должников, которые по российскому Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»одательству могут быть отнесены к градообразующим

Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Должник (гражданин или юридическое лицо) считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам (обязанность должника уплатить кредиторам определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и иным осцованиям, предусмотренным ГК РФ) и (или) исполнить обязанность по оплате обязательных платежей (налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет и внебюджетные фонды — Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ и др.), если соответствующие обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с наступления даты их исполнения.

Определяя особенности банкротства градообразующих организаций, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»одатель учитывает возможные социальные последствия их ликвидации. Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации, соответствующего органа местного самоуправления.

Цель работы заключается в изучении правового регулирования несостоятельности (банкротства) градообразующей организации.

Для этого решим следующие задачи:

— выясним что такое правовой статус градообразующего предприятия;

— роль и значение института поручительства в банкротстве градообразующих предприятий

— применение договора купли-продажи в процедуре банкротства градообразующих предприятий.

Под градообразующими организациями в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» понимаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта (ст.132).

Решение вопроса об отнесении предприятия к градообразующим принимается в срок не более одного месяца с момента признания предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса. Указанное решение принимается органом, уполномоченным в соответствии с пунктом 2 Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 года N 1114, принимать решение об обязательной продаже (далее именуется уполномоченный орган).

Предприятие-должник подлежит отнесению к градообразующим, если оно соответствует одному из критериев.

Для принятия решения об отнесении предприятия-должника к градообразующим соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, получивший уведомление о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса, направляет уполномоченному органу заключение о необходимости отнесения предприятия-должника к градообразующим.
Указанное заключение должно содержать предложения по применению особенностей продажи государственного предприятия-должника. Заключение об отнесении федерального государственного предприятия-должника к градообразующим должно быть согласовано с федеральным органом исполнительной власти, на который в соответствии законодательством Российской Федерации возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления).

В случае, если в 20-дневный срок соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не представил такого заключения, отнесение предприятия к градообразующим осуществляется уполномоченным органом самостоятельно.

Определяя особенности банкротства градообразующих организаций, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» учитывает возможные социальные последствия их ликвидации. Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации, соответствующего органа местного самоуправления. В таком же качестве арбитражным судом могут быть привлечены к участию в деле и федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

По ранее действующему законодательству градообразующими организациями признавались юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта (ст.132 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 года). Таким образом, в настоящее время, при определении организации как градообразующей не учитывается число членов семей работников, а их общее количество снижено до двадцати пяти процентов.

На практике может возникнуть сложность с определением (для установления признаков градообразующей организации) численности работников должника, имеющего филиалы, представительства и иные обособленные подразделения. На наш взгляд, при ответе на данный вопрос актуально обратиться к Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 августа 1999 г. №43 «Вопросы применения Федерального закона «О несостоятельности»[2,85], в п.32 которого закреплено: для установления признаков градообразующей организации при определении численности работников должника, имеющего филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения юридического лица, учету подлежат работники должника, постоянно проживающие в городе, поселке, другом населенном пункте места нахождения юридического лица. При определении численности работников организаций, к которым подлежат применению правила о градообразующей организации, учитываются все работающие независимо от места их проживания.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает расширенный состав лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации. Учитывая значение таких предприятий для отдельного взятого населенного пункта, и, прежде всего, как предприятия с большим количеством рабочих мест, законодатель устанавливает, что при рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле признается соответствующий орган местного самоуправления. Также к рассмотрению дела с участием градообразующей организации могут быть привлечены органы исполнительной власти (как федеральные, так и субъекта).

Для применения арбитражным судом к должнику норм специального параграфа в процессе производства по делу о несостоятельности должника в арбитражный суд должны быть представлены доказательства, подтверждающие его статус градообразующей организации или наличие у юридического лица не менее пяти тысяч работников.

Такими доказательствами могут являться, например, статистические данные, данные администрации, внутренние документы должника. Как подчеркивают эксперты, должником такие доказательства могут быть предоставлены на любой стадии банкротстваhttp://www.allpravo.ru/diploma/doc21p0/instrum2662/item2673.html — _ftn3#_ftn3.

Особенность для градообразующих должников состоит в возможности введения внешнего управления под поручительство.

В соответствии с п.1 ст.171 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», в случае, если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления градообразующей организацией, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление по основаниям, предусмотренным н Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (ст.75), а также по ходатайству органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего органа исполнительной власти при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.

Поручительство по обязательствам должника может быть дано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в лице их уполномоченных органов.

Под поручительством понимается односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды (п.1 ст.173 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве).

Таким образом, поручителем выступает субъект публично-правовых отношений, который несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами. Специфика данного поручительства состоит в том, что субъект публично-правовых отношений совершает одностороннее действие, предоставляя арбитражному суду поручительство. В этом случае не требуется заключения соглашения ни с кредиторами, ни с должником, ни решения собрания кредиторов по этому вопросу.

Целью поручительства, вытекающего из банкротства, является продление внешнего управления на градообразующей организации в интересах региона.

Причины и последствия банкротства градообразующей организации

В наследство от советской эпохи нам достались крупные предприятия, вокруг которых были построены малые и средние города. Постепенно данные формы хозяйствования отходят в прошлое, но муниципалитеты заинтересованы в сохранении больших компаний как оплотов своей экономики. В Законе № 127 «О несостоятельности» крупные предприятия выделены в отдельную категорию, где прописаны особенности банкротства градообразующих организаций, которые в первую очередь связаны с повышенным вниманием местной власти к их сбережению.

Что подразумевается под градообразующим предприятием

Характеристика этого субъекта экономики приведена в ст. 169 Закона № 127-ФЗ. Это юридическое лицо, имеющее численность персонала не менее 25 % работоспособного населения города.

Банкротство градообразующих компаний проходит по особенной процедуре, описанной в параграфе 2 главы 9 Закона № 127. Положения этого раздела действуют и для предприятий, на которых заняты 5 и более тысяч работников.

При обращении в суд с заявлением о несостоятельности крупной организации, соответствующей указанной численности, необходимо обосновать ее статус как градообразующей. Подтвердить количество работников можно с помощью учредительной документации, отчетности, статистических данных по местности, сведений о соотношении единиц персонала и численности работоспособного населения города. В Законе не указано, на ком лежит бремя доказывания, поэтому вопрос об истребовании нужной информации решает судья.

Причины банкротства больших компаний:

  • искусственное снижение платежеспособности для целей передачи руководства организации иному лицу или захвата власти;
  • падение спроса на выпускаемые товары;
  • непродуманность финансовой политики правления предприятия.

Признаки несостоятельности можно заметить задолго до судебного разбирательства. Они следующие (ст. 3 Закона № 127-ФЗ):

  • невозможность удовлетворения требований кредиторов в договорной срок;
  • неспособность перечислить вовремя персоналу его заработок и выходные пособия;
  • трудности в исполнении обязанностей по выплатам налогов, сборов, иных государственных взносов.

Поводом для обращения в суд является невозможность удовлетворения финансовых притязаний по одному из указанных пунктов на протяжении 3 месяцев со дня, когда деньги нужно было перечислить на счет получателя. Совокупная сумма долга в 2018 году по всем платежам должна составлять минимум 300 тысяч рублей (п. 2 ст. 6 Закона № 127-ФЗ).

Процессуальные особенности признания несостоятельными больших компаний

Учитывая экономическую значимость крупных организаций для малых и средних городов, можно назвать ряд особенностей банкротства градообразующих предприятий.

  1. Характерный состав участников арбитражного процесса. К рассмотрению дела о признании юридического лица банкротом привлекается местная администрация, а в некоторых случаях – представители органов федеральной исполнительной власти и власти определенного субъекта РФ.
  2. Необходимость обоснования статуса компании как градообразующей.
  3. Возможность поручительства по обязательствам должника. Государство, субъект РФ или орган местной власти могут подать судье письменное заявление, в котором попросить привлечь их в процесс в качестве соответчиков по долгам неплатежеспособного предприятия. В поручительстве указывается сумма, которую заявитель выделяет компании для исполнения обязанностей перед кредиторами, и составляется график погашения задолженности. Если орган власти нарушит данные обещания, градообразующее предприятие могут признать банкротом досрочно.
  4. Возможность погашения некоторых долговых обязанностей неплатежеспособной организации государством.
  5. Особый порядок реализации имущества. Преимущественно градообразующие компании продаются полностью – одним лотом. Лишь в некоторых случаях допускается отчуждение материальных ценностей по частям (если не было предъявлено соответствующего ходатайства или не нашлось покупателя, готового приобрести предприятие целиком).

Кто является инициатором банкротства

Правом на обращение с заявлением наделены:

  • руководитель градообразующей организации;
  • государственные структуры, перед которыми у предприятия есть задолженность по обязательным платежам;
  • кредиторы;
  • нынешние и бывшие работники, не получившие свой заработок и выходные пособия.

Руководитель компании обязан подать заявление в арбитражный суд, если:

  • возникла ситуация, при которой погашение одного долга приведет к невозможности ответить по финансовым обязанностям перед другими лицами;
  • в случае возникновения одного из признаков банкротства.

Кредиторы, работники и государственные органы могут выступать инициаторами разбирательства после того, как в суде будет рассмотрено дело о взыскании задолженности и получен соответствующий исполнительный документ.

Уполномоченные органы обязаны предварительно вынести решение о возбуждении производства. Обращению кредитора с заявлением о банкротстве должна предшествовать публикация уведомления о намерении сообщить о разорении компании в суд.

Этапы признания несостоятельности организации

Процедура банкротства градообразующих предприятий отличается своей длительностью. Компания проходит несколько стадий, направленных на восстановление финансовой независимости и платежеспособности:

Этап наблюдения. Вводится после изучения поданных участниками процесса материалов. Задачами стадии выступают:

  • проверка финансового состояния;
  • исследование договоров компании с целью выявления убыточных сделок;
  • оценка резервов и возможности недопущения краха предприятия.

Последствиями введения этапа являются приостановление судебных споров в отношении должника, прекращение начисления штрафов и неустоек, запуск специального механизма обращения кредиторов со своими требованиями, недопущение выделение долей в имуществе компании и иные изменения в ведении деятельности предприятия, предусмотренные в ст. 63 Закона № 127-ФЗ.

Финансовое оздоровление. Эта стадия вводится на основании ходатайства собрания кредиторов на срок до двух лет. Особенностью этапа является возможность продления этого периода по просьбе органа местного самоуправления на год. Методы восстановления платежеспособности на этапе оздоровления:

  • выделение бюджетных средств;
  • реструктуризация компании;
  • изменения в структуре юридического лица;
  • введение политики жесткой экономии.

Внешнее управление. На этой стадии привлекается к руководству предприятием независимый специалист, который осуществляет мероприятия по выведению компании из кризиса:

  • выявляет убыточные филиалы;
  • сокращает ненужные единицы персонала;
  • реализует энергозатратное оборудование.

Срок внешнего управления составляет 18 месяцев и может быть продлен по ходатайству местной власти на год.

Поручительство. Специальная стадия, предусмотренная для выведения из кризиса градообразующих предприятий. На этом этапе могут быть заключены дополнительные сделки, целью которых является отсрочка исполнения финансовых обязательств, государственные органы участвуют в погашении кредитов, возможна продажа компании.

Период введения поручительства зависит от сложности дела и финансового состояния разорившейся организации. Практике известны случаи, когда стадия длилась пять лет и более.

Конкурсное производство. На этом этапе юридическое лицо готовят к ликвидации, увольняются сотрудники, удовлетворяются требования кредиторов, документы организации передаются в архив.

На практике градообразующие предприятия редко проходят всю процедуру от начала до конца.

Последствия банкротства

Признание крупной компании несостоятельной может стать настоящей трагедией для региона. Выделяют несколько групп последствий, основные из которых:

  • экономические – общий упадок финансового состояния города, невозможность административной единицы наполнять казну в необходимой мере, уменьшение доходов бюджетов;
  • социальные – безработица и снижение уровня жизни населения;
  • экологические последствия.

Таким образом, банкротство градообразующих компаний крайне нежелательно не только местной власти, но и всему государству. В большинстве случаев предприятия удается спасти с помощью вмешательства органов власти.

Что собою представляет банкротство предприятия — об этом в видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Банкротство градообразующих предприятий

Банкротство градообразующих предприятий

Особенности банкротства градообразующих организаций

Для целей Федерального закона градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта а также численность работников которых превышает пять тысяч человек
При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления.

В качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражным судом могут быть также привлечены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
При рассмотрении обоснованности требований кредиторов арбитражному суду должны быть предоставлены доказательства, подтверждающие, что градообразующая организация соответствует требованиям Закона.

Введение внешнего управления градообразующей организацией под поручительство
В случае, если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления градообразующей организацией, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также по ходатайству органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.

Поручительство по обязательствам должника может быть дано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в лице их уполномоченных органов.
Орган местного самоуправления, или привлеченный к участию в деле о банкротстве градообразующей организации соответствующий федеральный орган исполнительной власти, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представившие поручительство по обязательствам должника, определяет требования к кандидатуре внешнего управляющего и направляет их в саморегулируемые организации арбитражных управляющих.
Продление финансового оздоровления или внешнего управления в отношении градообразующей организации по ходатайству органа местного самоуправления

Финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.
Поручительство
Под поручительством понимается односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.
Поручительство по обязательствам должника может быть дано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в лице их уполномоченных органов в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом.
Поручительство по обязательствам должника предоставляется арбитражному суду в письменной форме. В заявлении о поручительстве должны быть указаны:
сумма обязательств должника перед кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей; график погашения задолженности.
Должник и его поручитель обязаны приступить к расчетам с кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности, предусмотренным поручительством.

В случае неисполнения требований кредиторов и уполномоченных органов в порядке и в сроки, которые предусмотрены графиком погашения задолженности, кредиторы и уполномоченные органы вправе предъявить к поручителю требования о взыскании невыплаченных сумм в общем порядке, предусмотренном законодательством.
Погашение требований кредиторов в ходе финансового оздоровления или внешнего управления в отношении градообразующей организации
Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в любое время до окончания финансового оздоровления градообразующей организации или внешнего управления градообразующей организацией вправе рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.
Продажа предприятия градообразующей организации
В ходе внешнего управления или конкурсного производства может быть осуществлена продажа предприятия градообразующей организации.

При наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации существенным условием договора купли — продажи предприятия градообразующей организации может являться сохранение рабочих мест не менее чем для пятидесяти процентов работников такого предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступления договора в силу.
В случае неисполнения покупателем предприятия градообразующей организации условий, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, договор купли — продажи подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления органа местного самоуправления, или федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по ходатайству которых проводился конкурс. При расторжении договора купли — продажи покупателю такого предприятия за счет средств соответствующего бюджета возмещаются средства, затраченные на покупку предприятия, и осуществленные в период действия договора инвестиции, а предприятие подлежит передаче муниципальному образованию.

Читайте так же:  Сычев философия учебное пособие